Американская революция роботов

forex-hsbc-06082012.gif

Китайские СМИ бьют тревогу из-за использования роботов-портных в США
Если бы Гарри Рейд был приглашен на церемонию открытия Олимпийских игр в Лондоне, организаторам не стоило бы подпускать его к Олимпийскому огню. Kидером большинства в Сенате овладели воинственные настроения, и он возглавил группу американских политиков, агрессивно настроенных против надписи "Сделано в Китае" на экипировке американских спортсменов. "Я считаю, что им следует взять всю эту униформу, сложить ее в кучу и поджечь, – размышляет Рейд. – Надеюсь, что они не будут носить ничего, кроме маек и шортов, на которых вручную будет вышито "США". В Америке есть граждане, которые трудятся в легкой промышленности и нуждаются в работе".

Даже если эти слова выражают ложное чувство справедливости Капитолийского холма (потом пойдут гонения на итальянские костюмы?), они вполне созвучны растущим антикитайским настроениям в кампании по выборам президента. Такие темы, как уход в оффшор и аутсорсинг, провоцируют ожесточенные споры.

Напряжение по проблеме легкой промышленности явно читалось и в китайских СМИ в таких новостях, как сообщение о том, что в США разрабатываются "подвесные перегрузочные роботы", из-за которых швейная промышленность, играющая важную роль в экономике Китая, вскоре окажется под угрозой. В чем претензия? В том, что новая эра "роботов-портных" приведет к следующей ситуации: производить одежду в США будет дешевле, чем поставлять ее из Китая. В статье, опубликованной на прошлой неделе, China Youth Daily использует образы холодной войны, предупреждая о новой "стратегии сдерживания", которая предполагает, что американские роботы "захватят командные высоты в ходе нового этапа технологического и промышленного соперничества". Хитрый ход. Может, и к лучшему, но никто из журналистов, кажется, не обратил внимания на новость, что компания, разрабатывающая промышленных роботов, – SoftWear Automation в Джорджии – получила от Пентагона грант на 1.2 млн долларов.

Средства поступили от агентства, занимающегося повышением национальной безопасности США, хотя можно найти и более прозаическое объяснение: Министерство обороны надеется сохранить хоть какую-то часть от 4 млн. долларов, ежегодно выделяемых на обмундирование. Отчасти реакция на новый виток интереса к роботехнике связана с постоянным ростом зарплат китайских рабочих и ожидаемым демографическим пиком на рынке труда страны в 2015 г. Заработная плата непрерывно росла в течение года. На этой неделе Wall Street Journal сообщил, что оплата труда иммигрантов – тех, кто, как правило, составляет основную рабочую силу на предприятиях, – выросла в первом полугодии на 14.9%, в соответствии с данными Национального бюро статистики. При нынешнем уровне зарплат это означает, что к 2015 г. оплата труда в частном секторе китайской промышленности вырастет вдвое по сравнению с уровнем 2011 г.

В связи с этим китайцы начинают беспокоиться, что растущая стоимость их труда может привести к возрождению американской промышленности. Подобное опасение об утрате статуса (которое тогда подпитывалось страхом, что падение цен на природный газ в Северной Америке может дать толчок к росту американской промышленности) было высказано всего несколько недель назад. Теперь месть роботов занимает целые газетные полосы. Серия исследований Бостонской консалтинговой группы (BCG) в течение последних полутора лет была посвящена проблеме конкурентоспособности. По мнению BCG, рост заработной платы китайских рабочих, бесспорно, является фактором снижения прибылей США. Однако компании, ведущие дела за границей, в предыдущие годы слишком часто сосредотачивались на затратах труда на единицу продукции, не обращая внимания на остальные издержки производства в Китае. И если учесть другие расходы: на транспорт, налоги, недвижимость и риски в цепи поставок, то уже станет заметно, что некоторые виды производства более рентабельно перенести в такие штаты, как Алабама или Теннесси, нежели оставить в Китае.

Некоторые компании уже приняли решение увеличить производство в США, и Caterpillar, Toyota, Honda и Nissan в их числе. Как уже упоминалось в WiC (Week in China), китайские промышленники планируют отсрочить судный день путем переноса производства внутрь страны. Но подобное решение не всегда может подготовить путь к отступлению, т.к. в провинциальных городах не хватает квалифицированных рабочих, сетей снабжения и транспортной инфраструктуры в прибрежных зонах, что сведет к минимуму эффект от более низкой заработной платы.

Таким образом, как это ни странно, и китайцы задумываются об инвестициях в роботехнику. Ранее в этом месяце Ван Тяньмяо, возглавляющий команду, которая занимается задачей ускорения автоматизации, поставленной в последнем пятилетнем плане центрального правительства, сообщил China Daily, что промышленные роботы уже обходятся дешевле рабочих в некоторых восточных регионах Китая. Также он сообщил, что обычный робот сегодня стоит 300 000 кит. юаней (47 063 долларов) и требует на эксплуатационные расходы около 20 000 кит. юаней в год. Больше 10 лет прошло с тех пор, как выяснилось, что робот обходится дешевле, чем технический специалист, получающий 6 000 кит. юаней в месяц, особенно если учесть, что роботы в три раза более эффективны и не требуют повышения заработной платы.

Согласно Economic Information Daily, компании, такие как Foxconn, заявляли, что будут придерживаться обеих стратегий контроля затрат: переноса производства внутрь страны и инвестирования в большую автоматизацию промышленности – для того, чтобы оставаться в лидерах; хотя тайваньская компания умолчала о своих планах, которые привлекли внимание общественности в прошлом году, когда прозвучало сообщение, что около миллиона роботов вступит в строй к 2013 г.

Действительно, импорт промышленных роботов китайскими компаниями увеличился на 62% и достиг 866 млн долл. в прошлом году, продемонстрировав, что должностные лица, в числе которых можно назвать Вана, скорее добиваются изготовления большего количества роботов на внутреннем рынке, чем их покупки за рубежом. Но, как замечает BCG, прямой переход невозможен. Инвестировать в роботов дорого, к тому же это нивелирует одно из конкурентных преимуществ крупнейших китайских производителей – низкие расходы на оплату труда. Необходимо продумать и возможную реакцию правительства на ситуацию, при которой сотни тысяч людей окажутся без работы. Вероятно, производители тоже не могут окончательно вернуться в США. Скорее всего, производство машин и строительной техники вернется в страну в первую очередь. И несмотря на все разговоры о новых роботах-портных, BCG считает, что сдвинуть крупносерийные и трудоемкие виды производства (например, легкую промышленность) будет весьма затруднительно.

Подготовлено Forexpf.ru по материалам HSBC

Наиболее Читаемое :


Поиск в Интернете :





The foreign exchange market is a global decentralized or over-the-counter market for the trading of currencies. This market determines foreign exchange rates for every currency. It includes all aspects of buying, selling and exchanging currencies at current or determined prices.