Secondary menu

Жан-Клод Трише о европейской исключительности

forex-project-syndicate-19092012.gif

Европейский экономический и валютный союз не знает аналогов в истории суверенных государств. Еврозона представляет собой «сообщество государств» совершенно нового типа, который не укладывается в традиционную вестфалийскую концепцию суверенитета. Страны в составе Еврозоны, как и люди в любом обществе, с одной стороны независимы, но с другой - тесно связаны друг с другом. Они могут положительно или отрицательно влиять друг на друга. Для хорошего управления всей структурой нужно, чтобы отдельные государства и институты Европейского Союза выполняли свои обязательства. Кроме того, экономический и валютный союз - это именно два союза: экономический и валютный. Европейский валютный союз работает на удивление хорошо.

С появлением евро в 1999 году в 17 странах с общим населением 322 млн. человек наступила ценовая стабильность; среднее годовое значение инфляции не превышало 2.03% - это лучше чем в Германии с 1955 по 1999 годы. Более того, Еврозона создала 14.5 млн. новых рабочих мест с начала своего существования. Для сравнения, в Штатах за тот же период было создано 8.5-9 млн. рабочих мест. Конечно, в Европе по-прежнему существуют серьезные проблемы на рынке труда; но в этом нет ничего особенного: всем развитым экономикам так или иначе приходится стимулировать рост занятости.

Также, консолидированный текущий счет всей Еврозоны выглядит относительно сбалансированным, соотношение долга и ВВП в регионе намного ниже, чем в Японии, а годовой дефицит гос. финансов гораздо меньше, чем в США, Японии и Великобритании. Иными словами, евро сам по себе не виноват в том, что Еврозона превратилась в самое слабое звено мировой экономики. Чтобы понять, что же произошло, нужно повнимательнее присмотреться к экономическому союзу Европы. Начнем с того, что Пакту о стабильности и росте, который должен был гарантировать надежные фискальные политики во всех странах региона, никто никогда не следовал. Напротив, в 2003 и 2004 годах Франция, Германия и Италия сделали все, чтобы ослабить его. Европейская комиссия, Европейский центральный банк, а также небольшие и средние страны Еврозоны не позволили переписать Пакт, но отношение к нему изменилось и не в лучшую сторону.

Кроме того, управление Еврозоной не подразумевает мониторинг и регулирование индикаторов конкурентоспособности - динамики номинальных цен и затрат в странах-участницах, а также внешних дисбалансов в регионе. (в 2005 году, задолго до кризиса, управляющий совет ЕЦБ поручил мне рекомендовать введение соответствующего регулирования ряда национальных индикаторов, в том числе и затраты на рабочую силу в пересчете на единицу продукции). Третий источник бед - отсутствие инструментов антикризисного управления. Когда создавалась Еврозона, в мире, особенно в развитых экономиках, царила атмосфера «расслабленной небрежности». И, наконец, тесная взаимосвязь между кредитоспособностью коммерческих банков и правительства к конкретной страны стала еще одним источником нестабильности, особенно губительным для Еврозоны.

К счастью, многого удалось добиться, включая значительные улучшения Пакта о стабильности и росте и введение контроля над индикаторами конкурентоспособности и национальными дисбалансами. Появились новые инструменты антикризисного управления. Достигнута договоренность о том, что для стабильности и процветания всего Евросоюза необходимы структурные реформы во всех 27 странах и завершение формирования единого рынка. Предложенный банковский союз поможет отделить кредитоспособность коммерческих банков от правительств. Но этого мало. Вместо того, чтобы облагать штрафами страны, нарушающие правила и игнорирующие рекомендации - а именно этого требует Пакт - Европейский Совет и, конечно же, Европарламент должны напрямую принимать решения о том, какие меры нужно применить к конкретной стране в конкретном случае.

Мысль о том, что единая валюта подразумевает наличие некоторых ограничений в плане фискального суверенитет, давно не нова. «Федерация в исключительных обстоятельствах» - это просто логическое следствие неэффективности штрафных санкций, предусмотренных Пактом, оно не противоречит концепции делегирования, применяемой со времени вступления в силу Пакта: до тех пор, пока национальные экономические политики укладываются в общие правила, никаких санкций не будет. Пожалуй, самый важный элемент «федерации в исключительных обстоятельствах» - это мощный демократический якорь. Ее реализация должна быть основана исключительно на демократических процедурах принятия решений с ясной и прозрачной политической подотчетностью. В частности, решения о применении мер, предложенных Комиссией и одобренных Советом должны быть утверждены большинством голосов в Европарламенте, то есть представителями стран Европейского Союза.

В таких исключительных обстоятельствах парламент страны должен иметь возможность объяснить Европарламенту, почему страна не может выполнить рекомендованные действия, а Европарламент - наглядно продемонстрировать, что на кону стабильность и благополучие всей Еврозоны. Как бы там ни было, последнее слово будет за Европарламентом. Раньше я предлагал сформировать министерство финансов Еврозоны, которое отвечало бы за активацию фискальной и экономической федерации, когда в ней возникнет необходимость, и применять инструменты антикризисного управления, такие как Европейский механизм обеспечения стабильности. Кроме того, оно отвечало бы за надзор в банковском секторе и представляло бы Еврозону на всех заседаниях международных финансовых институтов.

Но, в конечном счете, «федерация в исключительных обстоятельствах» должна выйти за рамки этой «исключительности». Министр финансов войдет в состав будущего органа исполнительной власти в Европе вместе с другими министрами, отвечающими за федеральные департаменты. С этой точки зрения, Еврокомиссия перерастет в Европейское демократическое правительство, наподобие предложенного министром финансов Германии Вольфгангом Шойбле - он упомянул о создании института президента. Совет, между тем, станет будущей верхней палатой, а нижняя палата уже выбирается гражданами ЕС. Я хорошо осознаю всю дерзость своих предложений. Но европейцам пора выучить свои уроки прошлого. Нам нужно уяснить для себя, что необходимо сделать, чтобы обеспечить одновременно демократическое и максимально эффективное управление.

Жан-Клод Трише
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate

Популярное содержимое


Main menu

feed_item | by Dr. Radut



The foreign exchange market is a global decentralized or over-the-counter market for the trading of currencies. This market determines foreign exchange rates for every currency. It includes all aspects of buying, selling and exchanging currencies at current or determined prices.