Евро может спасти только масштабная реструктуризация долга

forex-the-financial-times-23102012.gif

Минувшее лето ознаменовалось целым рядом событий, оправдывающих оптимизм в отношении шансов евро на выживание. Впрочем, за период с сентября прошлого года политические лидеры Еврозоны сделали все возможное, чтобы разбить эти надежды.Среди положительных моментов были: решение о запуске Европейского механизма стабильности, учрежденного в качестве фонда спасения для проблемных государств, который позволяет осуществлять прямую рекапитализацию банков; ратификация фонда ESM конституционным судом Германии; победа на выборах в Нидерландах проевропейских сил; а также большая, но условная «базука» от ЕЦБ в лице «прямых валютных операций» (OMT). Но вскоре ситуация резко поменялась, и не в лучшую сторону. Германия настаивает на том, чтобы любая прямая рекапитализация банков посредством ESM покрывалась за счет суверенной гарантии. Разница между кредитованием государства со стороны ESM с последующей рекапитализацией государством своих банков (создание задолженности на его балансе) и прямой рекапитализацией институтов через стабилизационный механизм, но с гарантией со стороны суверена (создание внебалансовой задолженности), носит сугубо формальных характер. И рынки понимают это.

Германия и ее союзники хотят, чтобы надзорная роль ЕЦБ была ограничена небольшим числом крупных, по большей части, межгосударственных банков. Как показал пример с Landesbanken и испанскими институтами, группы внутренних банков могут создавать системные проблемы. К тому же, Германия и другие приверженцы минималистических надзорных функций ЕЦБ желают отсрочить вступление Центробанка в эти полномочия и начало прямой рекапитализации банков посредством ESM. И, наконец, Минфины Германии, Нидерландов и Финляндии выступают против объединения суверенного долга. В случае с Ирландией, которая в ходе рекапитализации своих банков понесла потери в размере €63 млрд., это существенно повышает угрозу суверенного дефолта.Эффект от программы OMT нельзя оценить до тех пор, пока какое-нибудь государство не прибегнет к ней и не удовлетворит всем необходимым условиям, включая послушное выполнение соответствующей программы. Главный кандидат в лице Испании делает все возможное, чтобы отсрочить неизбежное.

Условия, согласно которым Греция получит возможность остаться в Еврозоне, не выполняются в течение уже нескольких месяцев. Афины отклоняются от курса в аспекте как бюджетной дисциплины, так и структурных реформ, включая приватизацию. Безусловно, желательно иметь возможность уклониться от условий чрезмерно жесткой бюджетной дисциплины, но для этого потребуется дополнительное финансирование – порядка €10-€15 млрд. с текущего момента до конца 2014 года. Кроме того, в последующие два года также понадобится существенное дополнительное выделение средств. МВФ справедливо настаивает на том, чтобы долговое бремя, которое легло на плечи госсектора, разделили официальные кредиторы Греции и евросистема. Парламенты ключевых стран Еврозоны вряд ли согласятся на расширение наличного финансирования для Афин.

Недавний визит Меркель в Грецию, на мой взгляд, был в первую очередь совершен во внутренних политико-электоральных интересах, а также с целью получения алиби на выход Греции, так называемый «Grexit». ЕЦБ утверждает, что любое добровольное разделение бремени расходов в Евросистеме будет являться прямым финансированием государства, что противоречит законодательству. Так, Греции придется покинуть еврозону, если только страна не получит фактическое списание оставшегося суверенного долга в размере €300 млрд. Чтобы не выйти за рамки европейского закона, ЕЦБ/Евросистеме придется делать вид, что они не принимают участия в какой бы то ни было операции по реструктуризации долга.

С учетом того, что в следующем году центральное правительство Греции может выйти в небольшой первичный профицит бюджета, есть надежда на воскрешение экономики при условии, что Афины серьезно отнесутся к структурной реформе рынка труда, профессиональной сферы, раздутого госсектора, налоговой администрации, а также системы управления госрасходами.Для того чтобы спасти евро, требуется быстрее продвигаться к созданию полноценного банковского союза.Это означает, что ЕЦБ получает право надзора за всеми банками Еврозоны, вводится режим реорганизации проблемных банков, единая система гарантий по депозитам, а также фонд, покрывающий риски деноминации. Банковский союз необходим для восстановления трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики Еврозоны, разрушенного пагубным циклом между слабыми государствами, банками и национальными органами надзора за банками в ключевых странах региона, фактически вменяющими контроль над движением капитала под маской регулирования с совещательным правом.

Также для сохранения евро и создания условий для возобновления роста необходима реструктуризация долга наиболее слабых звеньев региона – Греции, Португалии, Ирландии, Кипра и, возможно, Испании, Италии и Словении. Томление периферии под тяжестью бюджетных мер, а также увеличивающаяся «спасательная» нагрузка на центр означают, что ЕЦБ/Евросистема – единственный Санта Клаус, способный заполнить пробелы в кредитоспособности суверенов и банков Еврозоны. Однако любая попытка ЕЦБ/Евросистемы сыграть данную роль в масштабе, достаточном для получения заметных результатов, повлечет выход сильных государств, которые не согласятся на роль Центробанка в качестве «вечного Санты». Таким образом, следующий год обещает быть весьма оживленным.

Уиллем Бойтер, старший экономист Citigroup
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Financial Times

Наиболее Читаемое :


Поиск в Интернете :





The foreign exchange market is a global decentralized or over-the-counter market for the trading of currencies. This market determines foreign exchange rates for every currency. It includes all aspects of buying, selling and exchanging currencies at current or determined prices.