Кризис, да не тот

forex-project-syndicate-20112012.gif

Западные экономики продолжают испытывать на себе разрушительное влияние двух видов финансового кризиса, которые ведут к росту безработицы и бедности. О первом мы регулярно читаем в газетах, он охватывает правительства по всему миру, второй - менее заметный - происходит на уровне мелкого и среднего бизнеса и домохозяйств. И пока не найдутся пути выхода, запад обречен на вялый рост, устойчиво высокого уровня безработицы и неравенства между чрезмерным доходом и благосостоянием. Государственный долговой кризис хорошо известен. Для предотвращения вероятной депрессии, политики по всему миру прибегли к фискальному и монетарному стимулированию в разгар мирового финансового кризиса. Им удалось компенсировать неприятные экономические диспропорции, вызванные снижением доли заемных средств в частном секторе, но заплатить за это пришлось собственным налогово-бюджетным балансом и балансом своих Центробанков.

Несмотря на то, что ситуация с государственной кредитоспособностью ухудшается практически по всему миру, и, вероятнее всего, тенденция сохранится, последствия для каждой страны отличаются. Правительственные счета некоторых западных стран - например, Греции, - изначально не были стабильными, что вскоре повергло эти страны в состояние устойчивого кризиса. Воз и ныне там, хотя страны не бросают тщетных попыток показать населению свет в конце того, что превратилось в нескончаемый тоннель. Другие страны ответственно подходили к фискальному вопросу, но их погубили решения, принятые другими (например, безответственные ирландские банки погубили не только собственный бюджет, но и бюджет своей страны). Над остальными странами, включая США, не нависла прямая угроза, но они не смогли сдвинуться с мертвой точки в отношении. Немногим - например, Германии, - за несколько лет удалось создать прочную экономическую и финансовую гибкость с помощью фискальной дисциплины и структурных реформ.

Неудивительно, что политические подходы также отличаются. И правда, их объединяет всего одна, хотя основная (и разочаровывающая черта): неспособность положиться на быстрый рост как на наиболее "безопасный" способ снизить задолженности несостоятельных экономик. Греция, фактически, оказалась не в состоянии погасить долг. Ирландия, как и Великобритания, сделала выбор в пользу жестких мер экономии и реформ. США постепенно переводят ресурсы от кредиторов к дебиторам, прибегая к мерам финансового давления. А Германия постепенно склоняется к разумному относительному увеличению внутреннего спроса. Вот вам и государственный долговой кризис, который, учитывая его национальное, региональное и мировое воздействие, так широко распространился. В конце концов, государства так называются, поскольку обладают полномочиями облагать налогом, вводить правила и, в крайнем случае, осуществлять конфискацию.

Другой кредитный кризис также важен, но привлекает гораздо меньше внимания, несмотря на то, что он разрушает целостность общества, уничтожает производительность и способность поддерживать уровень жизни (особенно, это касается менее удачливых). Мне известны лишь немногие западные страны, где малые и средние предприятия (а также домохозяйства со средним и низким уровнем дохода) не столкнулись со значительным снижением возможности получения кредита - не только нового финансирования, но и возможности продления срока старого кредитного лимита и займов. Непосредственные причины хорошо известны. Они расходятся от снижения банковского кредитования до сильных антирисковых настроений, а также от потерявших доверие механизмов кредитования до полного отказа некоторых институтов от мобилизации капиталов через кредитно-финансовую службу.

Такие ограничения кредитования являются одной из причин продолжения роста безработицы в огромном количестве стран - даже там, где она и так высока, например, 25% в Греции и Испании (где безработица среди молодежи превышает 50%) - и сохранения непривычно высокого уровня безработицы в странах как США (хотя там безработица гораздо ниже). И дело не только в упущенных возможностях и растущей бедности. Устойчиво высокий уровень безработицы также ведет к общественному недовольству, подрыву доверия к политическим лидерам и организациям, а также к растущему риску формирования "потерянного поколения". Действительно, во многих развитых странах в данных по безработице преобладает длительная безработица (обычно определяется от 6 месяцев и более). Люди с опытом работы сталкиваются с проблемой потери квалификации, в то время как неудачливые новые участники рынка труда не просто безработные - они рискуют стать нетрудоспособными.

Политики не слишком ориентированы на решение экономического краха в частном кредитовании. Возможно, сначала им нужно справиться с государственной стороной кризиса, но непонятно, есть ли у большинства политиков комплексный план. Политическая асимметрия сильнее всего выражена в странах, значительно пострадавших от государственного долгового кризиса. Там частный сектор изначально оставили на произвол судьбы, а большинство домохозяйств и предприятий пытается выживать, что приводить к усилению экономического давления. В отношении рынка частного кредитования другие страны, по-видимому, переняли подход "Поле чудес", также известный как "построй, и они придут". Например, в США искусственно заниженные процентные ставки на ипотеку, которые стали результатом политической активности Федрезерва, должны дать толчок разумному финансированию. Европейский центральный банк прибегает к аналогичному косвенному подходу. В обоих случаях другие определяющие политику организации, имеющие распоряжении лучшие инструменты, не хотят или не могут их использовать. Так, меры, принятые Центробанками, будут неоднократно терпеть фиаско в попытках достичь необходимой тяговой силы.

Действительно, только Великобритания делает выбор в пользу более согласованного и прямого пути борьбы с устойчивым дефицитом, вызванным частной стороной кредитного кризиса. Так, "Поиск схемы кредитования", разработанный совместно Банком Англии и Казначейством, направлен на "увеличение мотивации банков и жилищно-строительных кооперативов в вопросе кредитования британских домохозяйств и нефинансовых организаций". Пример Великобритании важен. Однако, учитывая масштабы проблем, это решение можно назвать относительно сдержанным. Программа способна стать стимулом небольшой мобилизации капиталов через кредитно-финансовую систему, но не сможет нанести значительный урон тому, что остается основным препятствием на пути к быстрому экономическому восстановлению. Надлежащий доступ к кредитованию производственных сегментов - неотъемлемая часть отлаженной экономики. Без этого рост останавливается, создается недостаточное количество рабочих мест, а рост неравенства негативно сказывается на общественном настрое. Вот почему каждый комплексный подход по восстановлению экономической и финансовой динамики развитых стран должен быть направлен на оживление кредитных потоков в частном секторе.

Мохамед Эль Эрейн
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate

Наиболее Читаемое :


Поиск в Интернете :





The foreign exchange market is a global decentralized or over-the-counter market for the trading of currencies. This market determines foreign exchange rates for every currency. It includes all aspects of buying, selling and exchanging currencies at current or determined prices.