Во всем виноваты банкиры?

forex-project-syndicate-04012013.gif

Сложно найти в США более политизированную сферу экономической активности, чем жилищное финансирование. И тем не менее, до сих пор остались деятели, из кожи вон лезущие, пытаясь снять с регуляторов с государственным мандатом на организацию кредитования и агентств вроде Fannie Mae и Freddie Mac любую ответственность за бум на рынке недвижимости и его последующий обвал. Причины, стоящие за этим, очевидны. Если к ответу будут призваны эти чиновники, институты и не те политики, то неминуемо придется расширить программу реформ, переключившись с жадных банкиров и их огромных бонусов на более широкие вопросы. Могут ли мандаты правительства спровоцировать частных игроков на плохое поведение? Можно ли быть уверенными в том, что регуляторы сумеют найти приемлемый компромисс между финансовой стабильностью и мандатами, получающими широкую политическую поддержку?

Может ли Центробанк сохранять подлинную независимость? Безоговорочное принятие усиления роли правительства на рынках заставляет задуматься: а не является ли порой такая роль частью проблемы?

Конечно, аргументы тех, кто пытается возложить всю вину за кризис полностью на правительство, кажутся совершенно неправдоподобными. Гораздо более состоятельными и верными представляются утверждения, согласно которым все – и банкиры, и домохозяйства, и регуляторы, и политики – внесли свою лепту в создание бума, а потом, когда пузырь лопнул, лишь указывали друг на друга пальцами, перекладывая ответственность.

Однако неуклюжее поведение банкиров после начала кризиса – сначала обращение к государству за помощью, а затем выплата себе огромных премий, как ни в чем не бывало – вызвало на себя шквал критики, чем закрепило за банками львиную долю вины, в то время как все остальные на этом фоне стремились изобразить из себя невинных жертв. В результате, ответные меры в области государственной политики разворачивались под лозунгом «Во всем виноваты банкиры». Однако такой подход может являться неполным – а следовательно и неэффективным.

В этой связи будет любопытно ознакомиться с результатами экономического исследования, отталкивающегося от утверждения Пола Кругмана, одного из наиболее влиятельных левых экономистов США, согласно которому «Закон о местных реинвестициях (CRA) от 1977 г. не имел никакого отношения к буму субстандартной ипотеки».

Данный Закон предписывал федеральным агентствам по финансовому надзору поощрять находящиеся в их юрисдикции институты с целью оказания теми содействия местным сообществам для удовлетворения их потребностей в кредитовании, не забывая при этом о стандартах здравого смысла и соображениях безопасности. На практике же CRA требовал предоставления кредитования для таких целевых сегментов, как бедные районы, где доход составляет менее 80% от среднего показателя дохода местного сообщества, а также для заемщиков, относящихся к категориям лиц с низким уровнем доходов и меньшинств.

Левые мотивируют свою позицию тем фактом, что с момента принятия Закона в течение многих предшествовавших кризису лет увеличения риска кредитования не наблюдалось. Таким образом, заключают они, CRA не мог являться фактором, спровоцировавшим жилищный бум, в то время как бум субстандартной ипотеки разразился лишь в начале 2000-х. Однако такие рассуждения замалчивают вероятность того, что регуляторы могли начать требовать от банков более жесткого соблюдения CRA лишь намного позднее.

Регуляторы периодически инспектируют банки на предмет соответствия требованиям CRA. В вышеупомянутом исследовании эффекты подобного «регуляторного правоприменения» рассматриваются посредством сравнения поведения банков, проходящих подобную проверку (что обычно длится на протяжении нескольких кварталов), и банков, чья работа с указанными в Законе категориями граждан на данный момент не анализируется.

Результаты предельно просты. Банки, проходящие проверку на соответствие CRA, выдают за шесть кварталов (средняя продолжительность инспекции) на 5% больше кредитов, причем вероятность того, что через год обязательства по этим займам окажутся невыполненными, возрастает на 15%. Иными словами, находясь под колпаком регуляторов, банки более склонны выдавать как кредиты в целом, так и кредиты с высоким уровнем риска в частности, причем данные тенденции более всего выражены именно в сегменте заёмщиков с низким уровнем доходов, оговоренном в CRA.

Более того, как говорится в исследовании, основным методом воздействия регуляторов на банки, позволяющим добиться соответствия их деятельности требованиям CRA, были предоставленные регулятору полномочия отказать не соответствующему стандартам банку в его просьбе об открытии нового филиала или слиянии. В период бума субстандартной ипотеки крупные банки преимущественно были заинтересованы в расширении, и потому у них было больше причин подчиняться выдвигаемым перед ними условиям. На пике кредитной лихорадки (2004-2006) инспектируемые банки выдавали еще больше ссуд, а последствия такого кредитования были еще плачевнее.

В заключение, авторы отмечают, что в силу специфики своего исследования они оценили лишь минимальные эффекты CRA, поскольку проводили сравнительный анализ банков, проходящих и не проходящих на данный момент проверку. Они напоминают, что под давлением требований CRA фактический объем кредитования был, вероятно, увеличен всеми банками, что не получило отражения в исследовании. В экономике всегда предостаточно места для спекуляций, основанных отчасти на интуиции, отчасти на здравом смысле, а отчасти на идеологии. Если бы все экономисты должны были проводить кропотливые и всесторонние исследования, прежде чем поделиться своим мнением – мы никогда и ничего не узнавали бы вовремя. Все-таки лучше хоть какая-то экономическая интуиция, направляющая политику, чем вовсе никакого руководства.

Однако нельзя забывать об опасности того, что публика может принять спекуляции за непреложную истину лишь благодаря авторитету и убедительности их автора. В этом смысле исследования, подобные процитированному нами и оспаривающие громкие заявления, приносят пользу, восстанавливая пошатнувшееся равновесие. В целом, его результаты предполагают, что надо прекращать обвинять в случившемся только банкиров. Мы должны признать, что в своем стремлении увеличить число собственников жилья нарушили основополагающую систему сдержек и противовесов, и в этом приняли участие и домохозяйства, и политики, и регуляторы.

Рагурам Раджан
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate

Наиболее Читаемое :


Поиск в Интернете :





The foreign exchange market is a global decentralized or over-the-counter market for the trading of currencies. This market determines foreign exchange rates for every currency. It includes all aspects of buying, selling and exchanging currencies at current or determined prices.