Болезнь Европы переходит в хроническую форму

forex-project-syndicate-07022013.gif

В 2012 году Европа так и не попала в список развалившихся валютных союзов, и в этом ее главное достижение. Председатель Европейского центрального банка Марио Драги своими действиями предотвратил распад союза и помог лидерам европейских стран выиграть еще немного времени для проведения политических и институциональных реформ. Неужели они опять займутся переливанием из пустого в порожнее, вместо того, чтобы собраться и выплавить по-настоящему прочную, но гибкую стратегию? На самом деле, не многие ожидали от Европы компромисса и интеграции, которых ей удалось добиться на пике финансового кризиса. Механизмы контроля, теоретически, покушающиеся на суверенитет, уже приведены в действие в отношении национальных бюджетов, а в ближайшем будущем они распространятся и на 150 крупнейших банков Европы.

Европейский фонд обеспечения финансовой стабильности и его преемник, Европейский стабилизационный механизм (ESM) дают надежную опору небольшим странам, подвергшимся внешним потрясениям. Но главным фактором, обусловившим разворот в течении кризиса, стал ЕЦБ с его творческим подходом к предотвращению банковских и суверенных дефолтов. Конечно, мало кому под силу запомнить все акронимы, созданные им за последние три года, однако, LTRO (long-term refinancing operation, операции долгосрочного рефинансирования) и OMT (outright monetary transactions прямые денежные операции) надолго впечатались в сознание финансового мира, как двойная базука Европейского ЦБ.

И все же, базукой можно выиграть битву, но не войну. Для мира финансов это особенно актуально, потому что рынки, политики и простые люди быстро адаптируются к меняющимся условиям. Успешные шаги, предпринятые в 2012 году, помогли завершить острую фазу кризиса, но не излечили хронические болячки, причины, которые привели к его возникновению.

Конечно, рынки капитала снова открылись для крупных корпораций и многих европейских банков. Европа "чувствует себя" намного лучше. Но стоит ли судить о финансовом состоянии экономики только по стоимости кредитования, которая зачастую бывает слишком условным и субъективным показателем. ЕЦБ наряду с другими крупными центральными банками, обрушил на рынки потоки ликвидности, чтобы убедить финансовую общественность в том, что проблемы платежеспособности носят исключительно временный характер.

Решения Европейского совета, принятые в декабре, определили концепцию, сформулированную Драги прошлым летом. Однако, лидеры стран Европы отказались даже от частичного объединения рисков через временные соглашения о безработице. Банковский союз по-прежнему похож на треногу, где одна ножка выглядит надежной (в виде единой системы надзора), вместо второй ножки зубочистка (единая резолюция), а третьей ножки нет и вовсе (единая система страхования депозитов). Страны-кредиторы стремятся давать дефолтным активам как можно более узкие определения, чтобы сократить свои убытки, обесточивая тем самым наиболее важный инструмент, способный разорвать порочный круг взаимозависимости между банками и государствами - прямую перекапитализацию банков через финансирование ESM.

Наиболее платежеспособные европейские страны до сих пор считают, что монетарный союз может функционировать только в том случае, если всего его участники придерживаются ответственных макроэкономических политик и избегают дисбалансов. За этим доводом стоит железобетонная логика: союз, в котором налогоплательщики некоторых консервативных стран всегда платят за грехи безответственных соседей, не может быть политически устойчивым. Тем не менее, европейские лидеры так и не поняли, что в условиях быстрого и свободного движения капитала, механизмы контроля не всегда помогают предотвратить формирование дисбалансов.

В конце концов, одно из преимуществ Европы - ее способность объединять больших и маленьких, богатых и бедных, ориентированных на производство и на услуги. Несмотря на все различия, они должны соблюдать единую монетарную политику и, по крайней мере, в рамках текущей концепции, единую (и весьма строгую) фискальную политику.

Эта концепция подразумевает минимальные фискальные трансферы для сглаживания ассиметричного влияния на экономики различных внешних факторов. Предполагается, что регулирующие органы во Франкфурте и чиновники в Брюсселе будут вылавливать дисбалансы, прежде чем они перерастут в серьезную проблему.

Для европейской периферии этот минималистичный подход к фискальной интеграции значит лишь одно: уровни государственного и частного и государственного секторов должны снизиться до значений, совместимых с кредитным рейтингом ААА, потому как нет гарантии, что они смогут привлечь внешнее финансирование для своих устойчивых дисбалансов. Даже если сохранить крайне аккомодационную монетарную политику (которая при этом неприемлема и даже губительна для некоторых вполне здоровых экономик), периферию ждут долгие и мучительные десятилетия стагнации и трансформация высокой долгосрочной безработицы в потерянное поколение хронически неприкаянной молодежи.

Острый кризис редко приводит к возникновению политических движений, требующих перемен. Напротив, доминирует страх и стремление сохранить статус кво - в данном случае, европейскую интеграцию - именно такая ситуация просматривается в Греции, Испании, Португалии, Ирландии и Голландии с 2010 года. А вот потребность в изменениях начинает назревать, когда кризис переходит в хроническую фазу, тогда страх уступает место озлобленности и политическому экстремизму.

Вероятно, кто-то думает, что Япония своим примером доказывает обратное. В конечном счете, она пребывает в состоянии хронической дефляции и вялотекущего роста уже четверть века, при этом ей понадобилось почти двадцать лет, чтобы отобрать власть у Либерал-демократов (очевидно, лишь затем, чтобы вскоре вернуть ее им же). Но снижение ВВП на душу населения в Японии происходит постепенно, и, что еще важнее, безработица держится ниже 5.5% по сравнению с 20% в пяти наиболее кризисных экономиках европейской периферии. В бедах Японии виноваты в основном политики, в 1990-х годах не пожелавшие решать проблему банковского сектора и безнадежных долгов на рынке недвижимости.

Из этого и других банковских кризисов можно извлечь простой урок: от того, насколько быстро была диагностирована болезнь и начато лечение, зависит то, чем закончится для страны острая фаза кризиса - переходом в хроническую стадию, или быстрым восстановлением. Япония полагается на инвестиции своих домохозяйств в государственные долговые облигации, как на подушку безопасности на случай корректировки в корпоративном секторе, а также как на источник финансирования расходов. Уровень государственного долга в стране достиг 230% от ВВП. Европе не удастся использовать такую же стратегию.

Затяжные корректировки не для нее из-за локальных провалов на рынке труда с безработицей выше 20%, минимальными возможностями использовать фискальную политику для сглаживания неблагоприятных эффектов, и кредитора последней инстанции, действия которого ограничены предубеждениями и предпочтениями участников союза. Более того, у Европы не достаточно социальной прочности, чтобы осилить эту стратегию в связи с отсутствием культурного единства и большого количества иммигрантов.

Рецепт прост: исправьте банковскую систему, разделите бремя ошибок прошлого между странами и замените ОМТ на аналогичную базуку, превратив ESM в фонд помощи, способный справиться с проблемой любого масштаба. Планируемый переход на режим поручительства для частных кредиторов и готовность политиков принять дефолт в проблемных государствах, вероятно, положат конец фискальному беспределу. Но на этом сага Европы не закончится. Избавившись от гнева рынка, политикам придется столкнуться с яростью своих избирателей.

Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate

Наиболее Читаемое :


Поиск в Интернете :





The foreign exchange market is a global decentralized or over-the-counter market for the trading of currencies. This market determines foreign exchange rates for every currency. It includes all aspects of buying, selling and exchanging currencies at current or determined prices.