Пора узнать правду о Греции

forex-the-financial-times-16062013.gif

Рекомендации МВФ - добрый знак, сложнее будет действовать в соответствии с ними.
Пока что это самый честный и здравомыслящий анализ Еврозоны, проведенный официальным органом. Всего на 50 страницах Международный валютный фонд изложил краткий и трезвый анализ того, что пошло не так в программе спасения Греции. Отчет этого месяца - это еще и протест против европейского политического единомыслия. Комментаторы - и я в их числе - более трех лет активно критиковали это политическое единомыслие. Впервые к нам присоединилась официальная организация. Согласно МВФ, фундаментальной ошибкой стал чрезмерный оптимизм относительно экономического роста.

Ее глобальность заключается в том, что она стала причиной других неверных суждений - о сокращении дефицита, стрессе финансового сектора, скорости реформ и жизнеспособности долга. Более того, эта ошибка не была простым невезением. Суровые экономические последствия согласованной греческой корректировки были не просто очевидны; на самом деле их предвидели многие критики, как открыто признает МВФ.

В этом отчете было еще одно большое сожаление о том, что так много времени понадобилось для согласования реструктуризации греческого долга. К моменту соглашения большинство инвесторов частного сектора уже вышли из игры. Последствия этих накопленных ошибок губительны. Что важнее, они сделали невозможным разрешение кризиса при текущих показателях.

В отдельном исследовании МВФ пришел к выводу о том, что анализ жизнеспособности долга, на котором строилось спасение Греции в 2012 году, просто курам на смех. Он заключил, что для достижения целевого значения жизнеспособного долга в 124% в 2020 году и в 110% в 2022 году потребуется списание большего объема долга, чем было предусмотрено - примерно 7% от внутреннего валового продукта. Соглашение 2012 года допускает разрыв в 4%, который еще только предстоит закрыть. Завышенная оценка звучит не слишком звонко, но она также основана на оптимистичных прогнозах. И это, как всегда, минимальное значение.

Лично я полагаю, что Греция не сможет вырваться из порочного круга рецессии и долговой дефляции, если только она не выйдет из Еврозоны или не объявит в одностороннем порядке дефолт или же если не случится фундаментального сдвига в политике. Для осуществления последнего в существующей программе придется провести две корректировки. Первой станет переоценка жизнеспособности долга. Целевое значение в 124% от ВВП необоснованно и недостижимо.

Оно необоснованно, поскольку у этого значения отсутствует экономическое основание. Оно недостижимо, поскольку теперь инвесторы считают долг Греции не суверенным, а субсуверенным. Субсуверенные объекты, такие как США или немецкие земли, не могут существовать при коэффициенте долга к ВВП, аналогичному коэффициенту суверенных стран, поскольку у них нет возможности печатать собственные деньги. Значение в пределах 60-80% было бы более реалистичным.

Во-вторых, любой последующий анализ жизнеспособности долга должен базироваться на более осторожных прогнозах по будущему росту и скорости реформ. Сочетание более реалистичного целевого значения долга и пути корректировки по логике вещей несовместимы с платежеспособностью. Учитывая недостаточное количество частных инвесторов, которых можно вовлечь в спасение, остается только один путь - вовлечение государственного сектора. И все же это было и остается запретной темой, поскольку придется признать, что кризис влетит в копеечку северным европейцам. Не эту идею стремится донести до своего народа немецкое правительство за три месяца до всеобщих выборов. Я подозреваю, что и после план не будет "достаточно удобоваримым".

Я вижу только одну форму вовлечения государственного сектора - через долговую терпеливость, благодаря которой кредиторы и дебиторы соглашаются об увеличении срока погашения кредита и сокращении процентных ставок. Это форма скрытого списания долга, но трудно представить, как ее можно реализовать в крупном масштабе. Тем не менее, без реальных перспектив возможного списания долга у Греции будет разумный экономический повод выйти из Еврозоны, как только она достигнет первоначального профицита и проведет на рынке труда реформы, что позволит ей выиграть от девальвации и дефолта. Этот момент еще не настал, но он все ближе.

В критическом анализе МВФ также присутствует здравое описание политических проблем, с которыми он столкнулся как член Тройки, которая включает также Европейский центральный банк и Еврокомиссии. Фонд, очевидно, не устраивает, что его перевели в младшие партнеры, учитывая, что это единственная в Тройке организация, которая обладает хоть какими-то знаниями в области кризисного управления. Какой эффект окажет анализ МВФ на политику? Конечно, фонд не применил этот уровень нового мышления, когда договаривался о спасении Кипра.

Его прогноз в прошлом месяце о том, что страна вернется к росту в 2015 году, был абсурдным - особенно, принимая во внимание то, что случилось в Греции. Трудно отделаться от впечатления, что, возможно, внутри МВФ мнения расходятся. Когда Пол Томсен, глава миссии в Греции, заявил, что МВФ поступит точно также, если получит аналогичную информацию, появилось ощущение, что он не подписывался под текстом этого отчета. И хотя Вашингтон отправил свое извинение, Томсен парировал: je ne regrette rien. ("Я ни о чем не жалею").

Исходя из бурной реакции Олли Рена, европейского комиссара по экономической политике, я склонен считать, что политики Еврозоны проигнорируют рекомендации. Немецкое правительство также почти наверняка не согласится с полученными результатами. Если МВФ серьезно отнесется к собственному анализу - а ему стоит это сделать - он должен инициировать политические изменения или приготовиться выйти из Тройки.

Вольфганг Мюнхау
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Financial Times

Наиболее Читаемое :


Поиск в Интернете :





The foreign exchange market is a global decentralized or over-the-counter market for the trading of currencies. This market determines foreign exchange rates for every currency. It includes all aspects of buying, selling and exchanging currencies at current or determined prices.