Германия не права

forex-new-york-times-13122013.gif

Германия привыкла быть первой в Европе, экономическим лидером и образцом для всего континента. Однако недавно американское Министерство финансов раскритиковало Германию за накопление большого торгового профицита и создание «дефляционной тенденции» в Еврозоне. Тогда в Еврокомиссии заявили Германии, что в рамках «процедуры урегулирования чрезмерных дисбалансов» Европейского Союза Комиссия получит право принимать меры для устранения больших торговых профицитов и дефицитов. Многие немецкие политики и бизнесмены в ответ утверждают, что профициты накоплены в основном с другими странами мира – за пределами Еврозоны – и поэтому мало влияют на бедствующую периферию валютного союза; что профицит свидетельствует о конкурентоспособности Германии; и что дефляция в Греции, Италии, Португалии, Испании и других странах - это хороший знак, который свидетельствует о росте конкурентоспособности их экономик.

Немцы ошибаются по всем трем пунктам.

Внешний профицит Германии способствует росту дефляционного давления за счет двух аспектов, из-за чего проблемным периферийным странам Еврозоны сложнее восстановиться. Во-первых, на фоне увеличения профицита Еврозоны выросла стоимость евро. Экономика с большим торговым профицитом обычно сталкивается с повышением стоимости валюты, так как спрос на ее валюту опережает предложение.

Сильный евро сокращает спрос на экспорт из Еврозоны, особенно это относится к южно-европейским членам зоны, более чувствительным к ценам, и понижает стоимость импортируемых товаров, усиливая дефляционное давление. Во-вторых, слабый внутренний спрос (обратная сторона торгового профицита) означает, что годовая инфляция потребительских цен в Германии составляет чуть больше 1%. В действительности, росту профицита страны до 7% от валового внутреннего продукта способствовали слабость внутренней экономики Германии, а также мастерство ее экспортеров. Немецкий внутренний спрос за прошлый год вырос всего на 0.8%, несмотря на очень низкий уровень безработицы и дешевые деньги, предоставленные Европейским центральным банком.

В результате, Германия мало что делает для обеспечения компенсационных стимулов на фоне депрессии в периферийных странах, что еще больше осложняет жизнь в Южной Европе. Сейчас на долю Еврозоны приходится менее трети немецкого профицита по сравнению с более чем тремя пятыми до начала финансового кризиса. Это отчасти связано с сильным ростом объема немецкого экспорта в страны за пределами валютного союза. Однако это также отражает последствия европейского экономического спада: немецкий экспорт в ослабленные периферийные страны сократился больше, чем вырос экспорт с периферии в Германию.

Немецкие политики утверждают, что укрепление спроса в Германии мало помогло бы периферийным экономикам валютного союза. В конечном счете, экспорт из Испании в Германию составляет только 4% от испанского ВВП. Данное утверждение не учитывает ту помощь, которую может оказать валютному блоку рост зарплат и инфляции. Спустя почти 15 лет ограничения зарплат, расходы на оплату труда в Германии сократились на 16% по сравнению с ее партнерами по Еврозоне. В результате, стоимость немецких товаров оказалась искусственно занижена, что привело к вытеснению товаров партнеров из Еврозоны и с мировых рынков. В случае роста немецких расходов на оплату труда испанские, итальянские и французские производители смогли бы снова завоевать долю на рынке. Экспорт из этих стран в экономики Еврозоны и другие страны мира увеличивался бы быстрее, а риск дефляции снизился бы.

Чтобы избавиться от последствий того, что Германия сделала в преддверии финансового кризиса – сокращение расходов по отношению к остальным странам валютного союза и зависимость от экспорта для компенсации слабого внутреннего спроса, без дефляции – периферийным странам Еврозоны нужен более сильный внутренний спрос в Германии. В конечном итоге, вот как Германия смогла сделать это: во всех странах Еврозоны был высокий спрос (и устойчивая инфляция). Если предполагается, что Германия должна способствовать стабилизации экономики Еврозоны, нужно, чтобы спрос в немецкой экономике существенно вырос по сравнению с предложением (т.е. внешний профицит должен сократиться). В противном случае периферия сможет восстановить конкурентоспособность только за счет падения зарплат и цен.

Не следует допускать дефляцию на периферии Еврозоны для регулирования относительных цен и, следовательно, конкурентоспособности. Дефляция мешает управлению долгами. Она приводит к росту реальных процентных ставок (еще больше подавляя экономическую активность) и снижает эффективность монетарной политики. Кроме того, чем ниже уровень инфляции, тем более крупный первичный профицит бюджета необходим правительству для предотвращения роста государственного долга по отношению к ВВП. Что могут сделать немцы для восстановления равновесия своей экономики?

Этому способствовала бы фискальная политика, направленная на стимулирование экономического роста, особенно в виде сокращения потребительских налогов и снижения налогов для людей с небольшими доходами. Но одна только фискальная политика не может стимулировать рост экономики в Германии, поскольку сильному внутреннему спросу в основном препятствуют структурные проблемы. Первая – система коллективных переговоров о размере заработной платы, которая ограничивает зарплату даже в условиях сдержанного рынка и рекордной корпоративной прибыли. Недавно новая большая коалиция согласилась установить минимальную зарплату, что стало долгожданным первым шагом, однако согласованный уровень зарплаты также должен сильно вырасти.

Еще одна проблема – низкая производительность (и низкие зарплаты) в немецкой сфере обслуживания. Либерализация способствовала бы росту инвестиций и зарплат в этой сфере в долгосрочной перспективе. Критика Германии со стороны Соединенных Штатов оправдана. И Еврокомиссия не должна сдавать свои позиции, а требовать, чтобы Германия решила структурные проблемы, стоящие за дисбалансами в ее экономике. Они угрожают будущему еврозоны наравне с проблемами Италии или Франция и требуют таких же срочных решений.

Саймон Тилфорд и Джон Спрингфорд, Центр европейских реформ в Лондоне.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам New York Times

Наиболее Читаемое :


Поиск в Интернете :





The foreign exchange market is a global decentralized or over-the-counter market for the trading of currencies. This market determines foreign exchange rates for every currency. It includes all aspects of buying, selling and exchanging currencies at current or determined prices.