Смерть от финансов

forex-project-syndicate-23022014.gif

Только сейчас «голубые фишки» развивающихся рынков начали приходить в себя. Удар, который приняли на себя валюты этих стран после начала ужесточения монетарной политики ФРС - это только начало; складывается ощущение, что глубокие проблемы таятся повсюду. Аргентина и Венесуэла израсходовали запасы «уловок» нетрадиционной политики. Бразилия и Индия нуждаются в новых моделях роста. Турция и Таиланд погрязли в политических кризисах, являющихся следствием давно тлевших внутренних конфликтов. В Африке нарастает обеспокоенность отсутствием структурных изменений и индустриализации. А в Китае ребром стоит главный вопрос: мягкая или жесткая посадка ожидает экономику в результате спада? Это не первый случай, когда развивающиеся страны серьезно страдают от внезапных перемен настроений на мировых финансовых рынках. Удивительно то, что это оказалось для нас неожиданностью. Всем нам и в частности экономистам давно следовало уяснить несколько фундаментальных уроков.

Во-первых, то, что мы видели на развивающихся рынках, не что иное, как «шумиха». По понятным причинам экономические чудеса происходят крайне редко. Исключение составляют государства, осуществляющие массовую интервенцию, направленную на реструктуризацию и диверсификацию экономики, и при этом избегающие получения статуса коррупционного механизма. Подобного рода власти были в Китае и (во время экономического расцвета) Южной Корее, Тайване, Японии, а также в нескольких других странах; однако их стремительная индустриализация ускользнула от Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Южной Азии.

Вместо этого в течение двух последних десятилетий рост развивающихся рынков был основан на случайном (и временном) наборе внешних обстоятельств: высокие цены на сырье, низкие процентные ставки, и на первый взгляд бесконечный поток иностранного финансирования. Безусловно, свою лепту вносили и улучшение макроэкономической политики, и власти в целом, однако это факторы выступали в роли движущей силы роста, а не его «катализатора».Во-вторых, финансовая глобализация зашла слишком далеко. Открытость к потокам капитала предполагала стимулирование внутренних инвестиций и снижение волатильности на макроэкономическом фронте. Однако в итоге эта схема привела к противоположным результатам.

Нам всем давно известно, что портфельные и краткосрочные притоки капитала способствуют возникновению бумов потребления и раздуванию пузырей на рынке недвижимости с катастрофическими последствиями, когда происходит неизбежный упадок настроений рынка и истощение источников финансирования. Властям, вдоволь насладившимся «аттракционом» в стиле «американских горок», не следует удивляться обвалу, который в итоге обязательно произойдет. В-третьих, плавающие валютные курсы представляют собой искаженный амортизатор. В теории определяемая рынком стоимость валюты должна ограждать внутреннюю экономику от превратностей международного финансирования за счет роста в случае притока капитала и падения в случае его оттока. На самом же деле лишь немногим экономикам под силу безболезненное применение соответствующей регулировки курсов валют.

Резкая переоценка валюты наносит серьезный ущерб международной конкурентоспособности той или иной страны. А стремительное снижение курса в свете потенциальных последствий для инфляции – настоящий ночной кошмар Центробанков. Плавающий валютный курс может смягчить проблемы регулирования курсов, но не решить их. В-четвертых, вера в международную координацию экономической политики просто неуместна. Фискальная и монетарная политика Америки, к примеру, всегда в первую очередь будет руководствоваться внутренними соображениями (если также не во вторую и не третью). А европейские страны едва могут позаботиться о своих собственных общих интересах, не говоря уже о мировых. Со стороны властей развивающихся стран наивно полагать, что крупнейшие финансовые центры станут корректировать свою политику в соответствии с экономическими условиями в других государствах.

По большей части это даже неплохо. Огромные ежемесячные покупки долгосрочных активов со стороны Федрезерва – так называемое «количественное смягчение» - оказали благоприятное воздействие на мировую экономику в целом посредством стимулирования спроса и роста экономической активности в США. Без программы QE, которую ФРС в настоящий момент постепенно сокращает, мировая торговля приняла бы на себя гораздо более серьезный удар. Аналогичным образом выгоды получат остальные страны мира, когда европейцы смогут направить свою политику в правильное русло и поддержать рост своих экономик.

Все остальное – в руках властей развивающихся стран. Им следует устоять перед соблазном злоупотребления внешним финансированием при его дешевизне и изобилии. В самый разгар процветания иностранного капиталовложения стагнирующие уровни инвестиций частного сектора в ходовые товары представляют собой достаточно мощный сигнал об опасности: попытки «мифотворчества» властей не должны преобладать над действительностью. Перед чиновниками стоит простой выбор: поддерживать строгий контроль над потоками капитала, либо подготовиться к инвестированию крупной части ресурсов в самострахование, накапливая валютные резервы.

Более глубокая проблема таится в избыточной «финансиализации» мировой экономики, которая происходит с 1990-х гг. Возникшие в результате политические дилеммы – возрастание неравенства, усиление волатильности, уменьшение возможностей для управления реальной экономикой – будут озадачивать политиков в течение ближайших десятилетий. Истина заключается в том, что властям следует винить только самих себя за безрассудное и поспешное участие в этой «дикой гонке». Настало время подумать над тем, как создать более здоровый баланс между финансами и реальной экономикой на мировом уровне.

Дэни Родрик
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate

Наиболее Читаемое :


Поиск в Интернете :





The foreign exchange market is a global decentralized or over-the-counter market for the trading of currencies. This market determines foreign exchange rates for every currency. It includes all aspects of buying, selling and exchanging currencies at current or determined prices.