Риски и преимущества развивающихся рынков

forex-project-syndicate-10032014.gif

Одно из определений развивающейся экономики предполагает более высокие политические риски и меньший уровень доверия к политике по сравнению с развитыми экономиками. После финансового кризиса, когда развивающиеся экономики продолжали устойчиво развиваться, казалось, что это определение утратило свое значение; сейчас на фоне недавних потрясений в развивающихся экономиках, отчасти вызванных снижением доверия к экономической политике и ростом политической неопределенности, оно актуально как никогда. Посмотрите на так называемую «хрупкую пятерку»: Индию, Индонезию, Турцию, Бразилию и ЮАР. Их объединяет не только экономическая и политическая слабость (фискальный дефицит и дефицит текущего счета, замедление роста и повышение инфляции, медленные структурные реформы), но и проведение президентских или парламентских выборов в этом году. Многие другие развивающиеся экономики – Украина, Аргентина, Венесуэла, Россия, Венгрия, Таиланд и Нигерия – также столкнулись с существенной политической и/или социальной неопределенностью и общественными беспорядками.

И этот список не включает в себя нестабильный Ближний Восток: арабская весна в Ливии и Египте превратилась в зиму бурлящего недовольства; в Сирии и Йемене не затихает гражданская война; а Ирак, Иран, Афганистан и Пакистан страдают от волатильности. Здесь также не учтены геополитические риски в Азии, связанные с территориальными спорами между Китаем и многими его соседями, включая Японию, Филиппины, Южную Корею и Вьетнам. Предполагалось, что долгосрочной экономической и общественно-политической стабильности развивающихся рынков будут способствовать индустриализация, урбанизация, рост доходов на душу населения и зарождение общества потребителей среднего класса.

Но во многих странах, которые в последнее время охвачены политическими волнениями – Бразилия, Чили, Турция, Индия, Венесуэла, Аргентина, Россия, Украина и Таиланд – на баррикады вышли именно представители городского среднего класса. Также, прежде чем власть попала в руки исламистов, арабскую весну возглавляли городские студенты и средний класс.

В этом нет ничего удивительного: во многих странах рабочий класс и фермеры выиграли от увеличения доходов на душу населения и расширения системы социальной защиты, тогда как средний класс страдает из-за роста инфляции, некачественных государственных услуг, коррупции и «назойливого» правительства. Сейчас средний класс активнее и организованнее с политической точки зрения, чем в прошлом, в основном за счет более быстрой мобилизации благодаря социальным сетям. Иногда политические волнения дают положительный результат; они могут привести к повышению эффективности управления и внедрению экономической политики, ориентированной на рост. Среди стран «хрупкой пятерки» изменения в правительстве вероятны в Индии и Индонезии.

Однако неопределенность слишком сильна. Индонезия переживает подъем экономического национализма, из-за чего экономическая политика может быть ориентирована на развитие за счет внутренних факторов. В Индии кандидат на пост премьер-министра от оппозиционной партии «Бхаратия Джаната» Наренда Моди, в случае его выбора, может на национальном уровне внедрить, а может и нет, политику, ориентированную на рост, которую он успешно проводил на уровне штата в Гуджарате. Многое будет зависеть от того, сможет ли он пересмотреть свое отношение к другим религиям и стать всеобщим лидером.

Напротив, в ЮАР, Турции и Бразилии изменения в правительстве маловероятны. Однако нынешние лидеры, в случае их перевыбора, могут изменить политику. Президент ЮАР Джейкоб Зума выбрал в качестве кандидата на пост вице-президента финансового магната, отстаивающего интересы деловых кругов, и может приступить к реформированию рынков. Турецкий премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган не может осуществить свою мечту о президентской республике; он будет вынужден последовать за своими оппонентами и сместиться в сторону светского центра. А бразильский президент Дилма Русеф может провести более стабильную макроэкономическую политику и ускорить структурные реформы, включая приватизацию.

Даже в случае такой нестабильной и рискованной ситуации, как в Аргентине, Венесуэле и Украине, политические и экономические условия настолько плохи, что – за исключением банкротства - положение может только улучшиться. Президент Аргентины Кристина Фернандес завершает второй срок на этом посту, и любые ее потенциальные преемники будут более умеренными. Президент Венесуэлы Николас Мадуро – слабый лидер, которого может сместить с поста центристская оппозиция. А Украина, избавившись от бюрократов во власти, может стабилизировать ситуацию благодаря западной программе экономического восстановления – при условии, что страна сможет избежать гражданской войны.

На Ближнем Востоке сохраняется множество рисков: экономические и политические изменения, сопряженные с трудностями, могут занять более десяти лет. Но даже там постепенная стабилизация в конечном счете приведет к расширению экономических возможностей. Так что в большинстве случаев есть основания надеяться, что изменения, связанные с выборами, и политический переворот будут способствовать формированию умеренных правительств, имеющих рыночную ориентацию, что позволит постепенно выбрать для экономик правильное направление. Конечно, не следует забывать о рисках. Сегодня развивающиеся экономики более слабы и нестабильны, чем в недавнем прошлом.

Структурные реформы предполагают необходимость краткосрочных расходов для получения долгосрочных преимуществ. Государственный капитализм, существующий в Китае, широко поддерживают политики в России, Венесуэле, Аргентине и даже в Бразилии, Индии и ЮАР. На подъеме находится ресурсный национализм, а также существует негативное отношение к свободной торговле и притоку прямых иностранных инвестиций. На самом деле рост доходов и имущественное неравенство во многих развивающихся странах могут в итоге привести к негативной социальной и политической реакции на либерализацию и глобализацию.

Поэтому экономический рост на развивающихся рынках должен быть комплексным и способствовать сокращению неравенства. Несмотря на необходимость рыночных реформ, правительство должно обеспечить социальную защиту бедного населения, предоставить высококачественные государственные услуги, направить инвестиции в образование, здравоохранение, инфраструктуру и инновации, внедрить конкурентные политики, ограничивающие власть экономических и финансовых монополистов, и гарантировать настоящее равенство возможностей для всех.

Нуриэль Рубини
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate

Наиболее Читаемое :


Поиск в Интернете :





The foreign exchange market is a global decentralized or over-the-counter market for the trading of currencies. This market determines foreign exchange rates for every currency. It includes all aspects of buying, selling and exchanging currencies at current or determined prices.