Secondary menu

Евро: все кончено?

forex-euro-end-24052015.gif

Подняться после длительного падения всегда непросто, и вдвойне сложно, если в успех этого мероприятия мало кто верит, да и окружающая обстановка не располагает. Примерно в такой ситуации оказался евро, задумавший ни в коем случае не идти к паритету, или, по крайней мере, не сдаваться без боя. Установив в середине марта многолетний минимум на уровне 1.0496, пара евро/доллар принялась понемногу отыгрывать утраченное. За два месяца ей удалось укрепиться - ни много, ни мало - почти на 1000 пунктов (текущий локальный максимум зафиксирован 15 мая на уровне 1.1467). Стоит ли говорить о том, что движение подобного масштаба никак не вписывается в общий экономический ландшафт Еврозоны, которая, хоть и замерла на краю пропасти, но далеко от него так и не отодвинулась?

Среди наиболее очевидных причин укрепления евро в течение последних двух месяцев чаще всего называли падение интереса к рисковым активам на фоне роста доходности на рынках гос. облигаций ключевых стран Еврозоны, слабые данные по США и, соответственно, массовое изменение прогнозов по срокам повышения ставки ФРС, ну и конечно, технические факторы, кричавшие о перепроданности евро и давно назревшей коррекции. Как бы там ни было, в глобальный разворот тенденции - даже такого масштаба - мало кто верил. Большинство аналитиков в ведущих банках продолжали в один голос утверждать, что евро возобновит падение, еще пуще прежнего, рухнет к паритету, а то и ниже.

И тем не менее, единая валюта своим неожиданным ростом чуть было не сорвала все платы Европейскому центральному банку, которому нужен слабый евро. Пришлось даже прибегнуть к вербальным интервенциям, и весьма успешным. Большую часть года глава ЕЦБ Марио Драги исподволь старался ослабить евро. Как только он начал восстанавливаться от 12-летних минимумов, г-н Председатель не скупился на комментарии о том, что Центробанк не собирается сворачивать программу стимулов, сокращать ее объемы или отказываться от нее каким бы то ни было способом. Однако остановить рост евро ему так и не удалось.

Тогда на сцену вышел его коллега, член управляющего совета Бенуа Кер, который на этой неделе заявил о том, что ЕЦБ не только не будет сокращать стимул, но может даже нарастить их уже в ближайшее время. Его слова произвели эффект разорвавшейся бомбы, и, возможно, послужили тем самым катализатором, запустившим цепную реакцию продаж единой валюты. По словам Кера, Банк беспокоится отнюдь не о динамике доходности на рынке гос. облигаций, но о масштабах рыночной волатильности, которая может усилиться летом, на фоне традиционно низкой ликвидности, и потребовать от Банка ответных мер. В общем, ЕЦБ знает, как вернуть евро туда, куда ему нужно, и историческая динамика валюты это доказывает.

Динамика рынка облигаций по-прежнему играет важную роль для евро и для политики ЕЦБ в целом. Банку не нужен, ни сильный евро, ни высокая доходность, которая негативно влияет на реальные ставки по кредитам и, соответственно, угнетает экономическую активность, подминая под себя все старания ЕЦБ по ее стимулированию. ЦБ постарается сдержать рост доходности, скупая гос. облигации, однако задача может оказаться не из легких, поскольку намеки на рост инфляционных ожиданий и признаки стабилизации экономики (опять-таки, благодаря падению евро с середины прошлого года) будут работать против него. Некоторые аналитики, включая тех, кто работает в Morgan Stanely, усматривают в росте доходности признаки здоровой коррекции, и в этом есть доля истины.

Проблема лишь в том, что она оказалась какой-то внезапно-стремительной - не самое лучшее качество для активов, которые считались «безопасной гаванью» на случай беды. Как бы там ни было, теперь мы знаем, что доходность умеет двигаться не только вниз, но и вверх, и это, возможно, добавит остроты в традиционно скучную летнюю торговлю. Несмотря на признаки восстановления экономик в странах Еврозоны, вероятность того, что ЕЦБ откажется от своей программы количественного смягчения ранее сентября 2016 года, стремится к нулю. Разговоры о сворачивании стимулов, вероятно, начнутся лишь в том случае, если экономика Еврозоны действительно пойдет на поправку, а инфляция вернется к целевому уровню, установленному Банком вблизи 2%. Возможно, обстоятельства сложатся таким образом уже в следующем году, хотя никто не может знать наверняка.

И вот тут на повестку дня выходит Греция - большая и очень темная лошадка Еврозоны. Алексис Ципрас и европейские кредиторы Греции пытаются договориться об условиях предоставления финансирования с января. Вот уже и май заканчивается, а пресловутый воз и ныне там. Ципрасу, пришедшему к власти на обещаниях добиться списания долгов и избавить страну от изнурительного бремени фискальной консолидации, уже пришлось пойти на попятную в ряде вопросов. Но Еврозоне во главе с Германией этого мало. Последние переговоры снова закончились ничем. Шаблонные фразы о намерении «поддерживать тесный рабочий контакт» и «продолжать переговоры» выглядят как приговор для страны, которой нужно снова платить по счетам уже в начале июня.

А платить-то нечем. По неподтвержденным данным, министр финансов Германии на встрече в Риге упомянул о возможном введении в Греции «параллельной валюты», что моментально было воспринято как попытка указать Афинам на дверь и усилило давление на евро. Дефолт в составе Еврозоны, или дефолт за ее пределами - разница невелика. В любом случае туго придется и Греции, и всему валютному союзу. Именно поэтому инвесторы снова остро и в основном негативно реагируют на новости о происходящем в землях Эллады.

В итоге, за минувшую неделю евро потерял более 400 пунктов, а вторник стал днем самого масштабного падения за последние четыре года (минус почти 200 пунктов). В конце недели евро/доллар обосновался чуть выше ключевой поддержки 1.1000 (в конце марта - в начале апреля он выступал в роли довольно прочного сопротивления), его прорыв грозит евро падением в диапазон 1.070 - 1.0660 и, в конечном счете, возвратом к годовым минимумам на 1.0496. Коррекция закончилась? Ответить на этот вопрос непросто, учитывая неустойчивость глобальной рыночной психики и ряд перечисленных выше факторов, усиливающих туман неопределенности. Как бы там ни было, общий долгосрочный тренд остается нисходящим и динамика последней недели значительно повысила шансы на его возобновление.

В частности, в этом уверены аналитики Morgan Stanley, которые считают, что евро/доллар продолжит двигаться в рамках нисходящей тенденции, начавшейся в прошлом году. Экономическая статистика по США - сыгравшая важную роль в укреплении евро - снова улучшается, лишая евро былой поддержки. Опубликованный в пятницу отчет по инфляции оказался лучше ожиданий, подкрепив «условно-агрессивный» тон протокола последнего заседания FOMC. В общем экономический ветер с попутного тоже сменился на встречный. Подняться после длительного падения всегда непросто, и, возможно, эта попытка для евро оказалась неудачной.

Популярное содержимое


Main menu

feed_item | by Dr. Radut



The foreign exchange market is a global decentralized or over-the-counter market for the trading of currencies. This market determines foreign exchange rates for every currency. It includes all aspects of buying, selling and exchanging currencies at current or determined prices.