Зимние радости для российских потребителей

morgan-forex.gif

Мы полагаем, что на фоне ужесточения условий на рынке труда, роста доверия, укрепления рубля, увеличения темпов роста кредитования, замедления удорожания коммунальных услуг и сокращения взносов в фонды социального страхования, фискальная экспансия, реализуемая за счет повышения зарплат в государственном секторе, будет способствовать общему росту реальных доходов и взлету розничных продаж в 1 полугодии 2012 года. Связанные с повышением риски увеличения текущих расходов, скорее всего, не будут представлять большой опасности, учитывая то, что это последнее «ура» в традиционном повышении зарплат гос. сектора перед выборами, связанное с важными и глубокими реформами.

Предстоящая фискальная экспансия: За тяжелым первым полугодием с фискальным профицитом 2.7% от ВВП, скорее всего, последует девять месяцев экспансии, рассчитанной на предвыборный период. Дополнительные расходы при этом будут связаны в первую очередь с повышением зарплат учителям с сентября 2011 года и увеличением жалования военным и пенсий на 50% с января 2012 года. На деле же, дополнительный бюджет на 2011 год на сумму 415 млрд. рублей (0.8% от ВВП) на дополнительные расходы, скорее всего, выльется в расширенную версию традиционной модели с экономией в первом полугодии и жизнью на широкую ногу - во втором. Между тем, повышения, запланированные на первый квартал 2012 года вносят радикальные изменения в сложившиеся схемы государственных расходов.

Стимулирующие расходы не влияют на бизнес-цикл... В России процент кредитования невысок, поэтому правительство, желая стимулировать экономику перед выборами, предпочитает повышать расходы, а не сдерживать рост процентных ставок. Статистика показывает, что расходы существенно росли перед выборами в 1996, 2000 и 2008 годах, однако, выборы 2004 стали исключением, поскольку в этом году правительство предпочло серьезно урезать свои расходы. Между тем, данные указывают на то, что предвыборный стимул в целом никак не отразился на общем бизнес-цикле в России, который привязан к ценам на нефть. В частности, темпы экономического роста резко сократились в конце 2008-09 года из-за мирового экономического кризиса и обвала цен на нефть, который оставил в тени положительный стимул предвыборного роста расходов в 2007-08 годах.

...но реальные зарплаты - эффективный инструмент воздействия на политические настроения: В свою очередь нельзя не заметить, что политические рейтинги чувствительны к колебаниям реальных зарплат. Так, прошлой осенью рейтинги популярности падали в тандеме с ростом инфляции цен на продукты питания и падением реальных зарплат, особенно среди населения с низким уровнем доходов, где расходы на продукты питания поглощает большую часть бюджета домохозяйств. Рейтинги популярности начали восстанавливаться с мая, поскольку инфляция замедлилась, а зарплаты начали расти. Мы не сомневаемся в том, что руководство страны заметило взаимосвязь реальных зарплат и политической популярности. В этой связи напрашивается два вывода. Первый: тяжелая артиллерия будет брошена на борьбу с инфляцией. Ранее, в период экономического подъема, зарплаты и доходы опережали цены. Однако в прошлом году губительное сочетание растущих цен и стагнации номинальных зарплат привело к падению реальных доходов. Люди обвинили во всем инфляцию. Такая смена угла зрения, на наш взгляд, дала Центробанку России дополнительное оружие для сдерживания инфляции. Второй: правительство планирует существенное увеличение зарплат в гос. секторе и пенсий, чтобы гарантировать рост реальных доходов и создать благоприятный фон для предстоящих выборов.

Дубль два, пожалуйста: В предыдущий сезон выборов четыре года назад, когда в декабре прошли парламентские выборы, а в марте - президентские, также были заметно повышены зарплаты и пенсии. Тогда жалование работникам гос. учреждений выросло на 28%, а государственные пенсии - на 35%. Рост зарплат в гос. секторе и пенсий, конечно поражает - более чем в два раза в долларовом выражении за последние пять лет: с 146 млрд. долларов (15% от ВВП) в 2006 году до 313 млрд. долларов (21% от ВВП) в 2010 году.

Фискальный риск растет... Россия все больше и больше рискует попасть в патологическую зависимость от нефти. Так, без учета нефти дефицит в стране вырос с 4.5% от ВВП в 2007 году до 13.5% от ВВП в 2009 году, а цена на нефть, балансирующая бюджет, увеличилась с 40 долларов за баррель в 2006 году до выше 100 долларов за баррель в 2011 году. Этот риск частично сглаживается двумя факторами. Во-первых, более гибким валютным курсом, который поможет частично компенсировать падение цен на нефть. Фактически, падение более чем на три рубля против корзины валют - что полностью соответствует текущему паритету и 5-рублевому диапазону интервенций - полностью компенсирует падение цен на нефть на 10 долларов. Во-вторых, у России есть множество фискальных возможностей: долг составляет всего 8% от ВВП, резервы достигли 525 млрд. долларов, низкие налоги, которые всегда можно поднять, обширное поле для деятельности в плане сокращения расходов в рамках реформ, включая пенсионную реформу и реформу оборонного сектора, а также возможность приватизации привлекательных активов. Но несмотря на это, совершенно очевидно, что без дальнейшего роста цен на нефть нельзя планировать новые увеличения затрат теми же темпами.

...но сокращается разрыв в доходах: Социальное неравенство в России сокращается, отчасти, в результате повышения зарплат в гос. секторе и пенсий, которые поддерживают бедные слои населения. Коэффициент Джини падает с 2008 года на фоне послекризисного снижения доходов самых обеспеченных людей, а также благодаря увеличению государственных расходов. Стоит отметить, что в 2010 году, когда пенсии были повышены на 40%, относительный доход самых бедных слоев населения вырос впервые за последние десять лет - с исторического минимума на уровне 11.6% от общего объема доходов в 2007 году до 18.1% после повышения в 2010 году. Это отражено в данных по социальным выплатам, большую часть которых составляют пенсии.

Последнее «Ура»? Мы полагаем, что на этих выборах правительство в последний раз воспользуется моделью стремительного увеличения доходов государственного сектора и пенсий. Для этого есть ряд причин. Во-первых, деньги заканчиваются. Как показали обсуждения проблемы социальных взносов, теперь, когда больше нет фискальных стимулов, значительные увеличения затрат потребуют столь же значительного увеличения поступлений. Во-вторых, пенсионеры и работники государственного сектора перестанут считаться крайне низкооплачиваемыми. Например, после запланированного повышения средний сотрудник в сфере образования будет получать в около 700 долларов в месяц - это 80% от текущего среднего уровня зарплат, а средний пенсионер будет получать 330 долларов в месяц - это около 37% от текущей средней зарплаты. В-третьих, политический календарь перестанет быть таким концентрированным: президентские выборы теперь будут происходить каждые шесть лет, поэтому не будут следовать сразу за выборами в Думу.

Вовсе не беззаботные траты, даже сейчас: Кроме того, власти, судя по всему, стараются контролировать расходы, покупая себе возможность проведения реформ при помощи повышения зарплат. Например, от предложенной второй индексации пенсий в августе 2011 года тихо отказались, поскольку инфляция опустилась ниже 10%. В общем, повышения зарплат в государственном секторе, в частности, полиции, военным, учителям и врачам, связано с многолетними программами реформ, в рамках которых предусмотрены изменения схем работы и трудовых ресурсов, направленные на повышение производительности. И, наконец, мы полагаем, что повышения выплат в гос. секторе будут стабильными и не превысят 20% от ВВП.

Факторы, способствующие росту потребления

Помимо фискальной экспансии и повышения зарплат и пенсий, можно выделить еще ряд факторов, способствующих росту потребления.

1. Реальные зарплаты будут расти: Несмотря на то, что уровень безработицы сократился до 6.1%, - это лишь незначительно выше докризисных значений, - мы полагаем, что если копнуть глубже, то можно найти большие резервные мощности на рынке труда из-за тенденции к придерживанию рабочей силы. Многие российские компании предпочитают оставлять сотрудников в штате в период спада, из-за социальных давлений, а также высоких затрат, связанных с увольнением. За последние десять лет реальные зарплаты и уровень безработицы двигались в тандеме, что доказывает факт придерживания рабочей силы, однако, после кризиса безработица резко сократилась, но реальные заработные платы остались примерно на том же уровне, или выросли незначительно. В будущем мы ожидаем существенного увеличения зарплат на фоне повышения оплаты труда в гос. секторе.
2. Рост доверия: Потребительское доверие в России постепенно улучшается. В первом квартале оно все еще падало, однако, на наш взгляд, сейчас начался процесс восстановления. Розничные продажи продолжают расти уверенными темпами, несмотря на отрицательные данные по росту располагаемого дохода. Это объясняется резким сокращением процента сбережений с 12.3% в апреле до 6.3% в мае. На наш взгляд, тот факт, что потребители предпочитают меньше сберегать отражает рост доверия к экономике и уверенность в стабилизации рынка труда, а также, частично, снижение цен на продукты питания.
3. Укрепление рубля: В России наблюдается жесткая взаимосвязь между уровнем зарплат в долларовом выражении и импортом потребительских товаров, таким образом, укрепление курса рубля, скорее всего, будет способствовать росту объема импорта. По данным Росстата, 40% потребления домохозяйств уходит на продукты питания и одежду, а доля импортных продуктов и одежды не превышает 10% в общем объеме и потребления этих наименований домохозяйствами. Это значит, что 4% роста потребительских расходов идет на импортные продукты питания и одежду.
4. Рост кредитования: Роль банковского кредитования в финансировании потребления относительно невелика, потому что проникновение потребительского кредитования в России остается крайне неглубоким, особенно по сравнению с другими странами. Однако с конца 2010 года темпы роста кредитования исчисляются двузначными числами (по данным на апрель 2011 года - 20.7% в годовом исчислении). Мы считаем, что кредит станет одним из ключевых катализаторов роста потребительского спроса.
5. Стагнация цен на коммунальные услуги: В последние годы государственная политика повышения тарифов на газ и электроэнергию для сокращения разрыва между внутренними и международными ценами существенным образом препятствовала росту потребительских расходов. Пока не известно, насколько правительство повысит тарифы в 2012 году. Возможно, оно продолжит повышать цены на газ и электричество на 15% в год, или же решит воздержаться от непопулярных мер в год выборов, или огарничится повышением на уровне роста инфляции. Как бы там ни было, мы полагаем, что рост цен будет менее значительным, чем в 2010 году, таким образом, по сравнению с предыдущим годом цены на коммунальные услуги будут расти медленнее и в меньшей степени повлияют на потребительские расходы.
6. Снижение взносов в фонды социального страхования: Правительство планирует со следующего года снизить взносы в фонды социального страхования с 34% до 30% на зарплаты до 512 тыс. рублей в год (18 тыс. долларов). В то же время, это снижение будет частично компенсировано новыми социальным налогом в размере до 10% для людей, чья зарплата превышает 512 тыс. в год. Если эти изменения отражаются на сотрудниках в виде корректировки уровня оплаты труда, то российский потребитель почувствует на себе влияние двух факторов. Во-первых, можно рассчитывать на общее повышение уровня зарплат, и, во-вторых, 5% сотрудников с зарплатой выше 512 тыс. рублей в год и, соответственно, склонных больше сберегать и больше тратить на импорт, почувствуют ухудшение, тогда как остальные, с менее высоким доходом, склонные меньше сберегать и меньше тратить на импорт, почувствуют улучшение, что будет способствовать росту спроса на товары внутреннего рынка.

Влияние бюджетных мер на потребление

Отсутствие подробностей: Довольно сложно оценить влияние бюджетных мер на потребление, поскольку правительство не предоставляет ясной информации о том, что это будут за меры, как они устроены, или какой от них ожидается эффект. Чтобы сделать свой прогноз, мы взяли за основу повышение зарплат на 30% в трех основных сегментах государственного сектора - образование, оборона и здравоохранение - а также запланированное повышение пенсий на 11%.

Как мы рассчитываем затраты: В каждом случае мы брали среднюю зарплату по сектору и уровень занятости в нем по данным Росстата - допуская, что 50% работников в категории правительственной администрации и обороны можно отнести к оборонному сектору и применить к нему повышение на 30%. Это грубое упрощение во многих аспектах. Так, мы предполагаем, что повышение будет общим, тогда как оно может быть целевым. Кроме того, взятые нами за основу 30% меньше предложенного повышения на 50% для военных, однако, может оказаться больше фактического повышения для учителей и врачей. Мы не принимаем во внимание сложность фискального федерализма, то есть, работники здравоохранения и образования принимаются на работу региональной администрацией, при этом фактическое повышение будет зависеть от именно от решения местных властей, которые будут на свое усмотрение распоряжаться федеральным трансфертом. И, наконец, довольно сложно сделать прямое сравнение зарплат для военных, поскольку они были существенно повышены, но при этом военные лишились ряда компенсаций. Как бы там ни было, мы полагаем, что 30% увеличение оплаты труда для 14.7 млн. рабочих государственного сектора, занятых в сфере образования, здравоохранения и обороны (21% от общего числа занятого населения в России) обойдется стране в 1 трлн. рублей или 1.8% от ВВП.

Как мы оцениваем влияние на расходы: Во-первых, мы берем данные Росстата по моделям потребления в разных социальных группах, которые показывают, что группа с низким доходом тратит 50% на продукты питания, тогда как 10% россиян с наиболее высоким доходом тратят на продукты питания 16%. Затем мы отнесли работников государственного сектора к соответствующим группам, чтобы определить, какую часть дохода они тратят на продукты питания. Также мы предположили, что половина работников в нижнем диапазоне распределения доходов будет сберегать 5% от дополнительного дохода, а остальная половина в верхнем диапазоне - 10%. По остаточному принципу были рассчитаны расходы на непродовольственные товары и услуги.

Как мы оцениваем влияние на импорт: Мы рассчитали долю импорта в потребляемых продуктах питания (9.3%), а также долю импортных непродовольственных товаров в общем объеме потребительских расходов (30%), предположив, что дополнительные расходы будут распределяться в соответствии с этими долями.

Итоги: По нашим оценкам, 30%-ное повышение зарплаты для работников сферы здравоохранения, образования и обороны, которое затронет около 15 млн. человек, обойдется стране 931 млрд. рублей или 1.8% от ВВП и будет способствовать росту потребительских расходов на 873 млрд. рублей или 1.7% от ВВП в год. Только 7% от этого увеличения будет направлено на сбережения, а 93% будут потрачены, из них 71% на российские товары и 22% на импорт. Также на продукты питания придется 39%, а на непродовольственные товары и услуги - 61%.

Подготовлено Forexpf.ru по материалам Morgan Stanley

Наиболее Читаемое :


Поиск в Интернете :





The foreign exchange market is a global decentralized or over-the-counter market for the trading of currencies. This market determines foreign exchange rates for every currency. It includes all aspects of buying, selling and exchanging currencies at current or determined prices.