Secondary menu

Американская экономика: цифры говорят за себя

forex-13092011.gif

Всего лишь одно число, им все сказано. Это число 0.2%. Именно такими темпами росли потребительские расходы в США в течение последних 14 кварталов - в годовом исчислении с учетом поправки на инфляцию, начиная с первого квартала 2008 года, и заканчивая вторым кварталом 2011 года. Еще никогда за весь послевоенный период американский потребитель не был так слаб. Это число отражает большую часть сегодняшних проблем США в частности и всей мировой экономики в целом. В этом периоде беспрецедентной слабости потребителей в США можно выделить две четкие стадии. С первого квартала 2008 года по второй квартал 2009 года: потребительский спрос падал шесть кварталов подряд, с годовой ставки 2.2%. Не удивительно, что падение было наиболее стремительным в разгар Великого кризиса - в третьем и четвертом кварталах 2008 года потребление падало на 4.5%.

В середине 2009 года американская экономика достигла дна, тогда потребители перешли на новую стадию - вялотекущего восстановления. В течение последующих восьми кварталов, начиная с третьего квартала 2009 года и по второй квартал 2011 года средний показатель роста составил 2.1% в годовом соотношении. Это самое медленное восстановление потребительского сектора за всю историю ведения статистики - на целых полтора процента медленнее, чем в течение 12 лет, предшествовавших кризису: в период с 1996 года по 2007 год потребительские расходы в среднем росли на 3.6% в год.

Ситуация гораздо хуже, чем предполагалось изначально. В рамках ежегодного пересмотра Национальных счетов дохода и продуктов, опубликованного в июле 2011 года, Министерство торговли понизило свою оценку темпов роста потребительских расходов. Трендовое значение за последние 14 кварталов было снижено с 0.5% до 0.2%; большая часть снижения пришлась на первые шесть кварталов периода: падение объемов потребления было пересмотрено с -1.1% до -2.2%.

Я изучил так называемые "базовые переоценки" за последние 40 лет. Эта - самая значительная за всю историю. Никто не сомневался в том, что американский потребитель переживает сложные времена, но опубликованные показатели говорят о том, что падение в период кризиса было глубже, а последующее восстановление еще медленнее, чем предполагалось. Причины на поверхности. Воспользовавшись рекордным бумом кредитования в период беспрецедентного бума на рынке жилья. американские потребители потеряли контроль над своими расходами и жили не по средствам долгие годы.

Года лопнули оба спекулятивных пузыря, увязшим в долгах домохозяйствам ничего не оставалось, как только сокращать расходы и восстанавливать свои бюджеты, выплачивая долги и делая сбережения. И в том и в другом аспекте процесс лишь только начался. В начале 2011 года долг домохозяйств снизился до 115% от располагаемого личного дохода по сравнению со 130% в 2007 году. Однако он по-прежнему намного выше 75% - среднего значения за период с 1970 по 2000 годы.

Сбережения в первой половине 2011 года выросли до 5% от располагаемого дохода, с 1.2% в середине 2005 года, что также несопоставимо с восьмью процентами, считавшимися нормой на протяжении последних 30 лет двадцатого века. Учитывая то, что потребители еще в начале пути к нормальным бюджетам, можно не рассчитывать на их активность в обозримом будущем. Темпы роста потребления в среднем на 2.1% в год во время вялого восстановления экономической активности - это то, что ждет нас в ближайшие годы.

Этот результат повлечет серьезным образом отразится на экономических прогнозах по трем аспектам: во-первых, потребительский спрос по-прежнему отвечает за 71% реального ВВП, поэтому продолжительный спад потребления будет препятствовать росту экономики США в целом. Все еще витающие в облаках политики в Вашингтоне были бы просто счастливы, если потребители вернутся к порочный путь расходов и жизни в долг, но измученные американские домохозяйства уже научены горьким опытом и знают, как им поступать.

Тяжелая артиллерия монетарных и фискальных стимулов лишь сотрясает воздух и никак не помогает досрочно завершить процесс корректировки потребительских бюджетов. Во-вторых, из-за устойчивого спада потребления и низких темпов роста ВВП американская экономика формирует гораздо более слабую траекторию роста, чем та, которая заложена правительством в долгосрочные оценки по бюджету. Бюджетный комитет Конгресса предполагает, что в период с 2013 по 2016 годы экономика в среднем будет расти на 3.4% в год. Если реальный показатель будет на один процент ниже, что вполне вероятно в условиях затянувшегося спада потребления, дефицит бюджета будет гораздо выше.

Фактически, по оценкам Комитета, потеря одного процента в реальном ВВП выльется в дефицит бюджета примерно на в 3 трлн. долларов больше за десять лет. Нет нужды говорить о том, что такой дефицит создаст Америке массу проблем. И, наконец, ни одна другая страна больше не способна заполнить пустоты, оставленные американскими потребителями. Европа и Япония не в том положении, чтобы компенсировать слабые места США, а потребительским секторам крупнейших развивающихся стран - в частности, Китая - не хватает динамизма. Таким образом, длительный спад потребления в США усилит давление на экспортно-ориентированные экономики. В этом есть и плюс - они будут вынуждены ускорить реализацию стратегий перебалансировки и сделать больший упор на внутренний спрос.

Что можно сделать? Меры, предпринятые в разгар кризиса - огромные фискальные и монетарные вливания - смогли предотвратить свободное падение экономики в бездну. Однако они совершенно неэффективны в целях стимулирования восстановления. Не стоит этому удивляться, учитывая тенденцию к восстановлению баланса. Какие варианты? Можно простить долги, чтобы ускорить процесс отказа от заемных средств; можно разработать политики, стимулирующие сбережения, чтобы восстановить финансовую безопасность американцев; и, конечно, нужно создавать рабочие места и доходы. Экономика США, как и мировая, не смогут подняться с колен, без американского потребителя. И правым, и левым пора забыть про идеологию и направить политические дискуссии в конструктивное русло.

Стивен Роуч, неисполнительный председатель Morgan Stanley в Азии Источник: Forexpf.Ru - Новости рынка Forex

Популярное содержимое


Main menu

feed_item | by Dr. Radut



The foreign exchange market is a global decentralized or over-the-counter market for the trading of currencies. This market determines foreign exchange rates for every currency. It includes all aspects of buying, selling and exchanging currencies at current or determined prices.