Как спасти евро

forex-euro-spasat.gif

Для этого потребуются безотлагательные и широкомасштабные действия. До тех пор пока Германия не примет вызов, призрак катастрофы будет маячить на горизонте.
Европейский кризис стал таким зловещим, таким серьезным, таким неудержимым, что даже разговоры о спасении лишь провоцируют усиление паники. Инвесторы чувствуют, что европейские лидеры не рвутся обеспечить даже необходимый минимум действий. Если политики не поторопятся убедить весь мир в том, что их желание сохранить евро превосходит по силе возможность рынка играть против единой валюты, ее ожидает крах. В условиях, когда стопорится движение средств по кредитным линиям, а сторонние наблюдатели взывают к действиям, под угрозой находится не только Еврозона, но и будущее всего Евросоюза, а также здоровье мировой экономики.

Страшно подумать, как много зависит от политического руководства и воли европейских лидеров – тех самых, которые погрязли в распрях и по-прежнему существенно недооценивают масштабы проблемы, с которой они столкнулись. Единственным способом остановить раскручивающуюся сейчас нисходящую спираль является проявление высшей коллективной воли стран Еврозоны и разработка ими совместных мер по возведению финансового заслона на пути кризиса, а также по более эффективному и разумному управлению зоной евро.

Цена будет высока. Мало кто мечтает об агрессивной интервенции на финансовых рынках либо о существенном отказе от национального суверенитета в пользу единой Европы. Немногие приветствуют также углубление раскола между 17-ю странами-участницами Еврозоны с одной стороны и оставшейся десяткой Евросоюза – с другой. Однако альтернативы гораздо хуже. Это горькая истина, которую лидеры государств, в частности – глава Германии Ангела Меркель, должны как можно быстрее донести до своего народа.

Крах жесткой экономии и тактики притворства

Программа спасения должна состоять из четырех безотлагательных шагов. Во-первых, необходимо четко определить, какие из европейских государств неликвидны, а какие - неплатежеспособны, и предоставить неограниченную поддержку кредитоспособным правительствам, но реструктурировать долг тех стран, которые уже не смогут расплатиться по нему. Во-вторых, надо укрепить европейские банки, чтобы обеспечить их жизнеспособность в условиях дефолта по суверенному долгу. В-третьих, необходимо сместить акценты макроэкономической политики Еврозоны с одержимости сокращением дефицита на обеспечение экономического роста. И, наконец, нужно запустить процесс разработки новой системы, нацеленной на то, чтобы впредь никогда больше не допустить возникновения подобного хаоса и беспорядка.

Реализация четвертого пункта этой программы займет больше всего времени: он потребует подписания новых договоров и их одобрения парламентами и избирателями. Что же касается остальных пунктов, решение по ним должно быть принято стремительно (например, за выходные, пока рынки закрыты) и иметь четкую направленность на прорыв совместными усилиями европейских правительств и ЕЦБ из замкнутого круга паники, в котором слабость госбюджетов, уязвимость банков и обеспокоенность низкими темами роста взаимно подпитывают друг друга.

Пока в своих ответных реакциях Еврозона чрезмерно полагалась на два фактора: жесткую экономию и отговорки. Приоритетной задачей было резкое сокращение размеров бюджетных дефицитов – отсюда повышение налогов и урезание расходов. Однако это массовое масштабное фискальное ужесточение обречено на провал. Сталкивая ослабленные экономики в рецессию, власти лишь усилят всеобщую обеспокоенность как уровнями госдолга, так и состоянием европейских банков. Одно только сокращение расходов само по себе не в состоянии справиться с истинной причиной нынешнего хаоса – утратой доверия. Италия и Испания оказались сейчас под ударом не из-за того, что их финансовое положение неожиданно ухудшилось, а потому что инвесторов приводит в ужас мысль о том, что эти государства могут быть вынуждены объявить дефолт.

В подобной утрате доверия повинна тактика притворства и отговорок. Европейские лидеры неоднократно опровергали факт неплатежеспособности Греции (хотя это было общеизвестно), не сумев провести границы между этой страной и государствами вроде Испании и Италии, которые кредитоспособны, но испытывают дефицит ликвидности. Оправданием им служил тезис о том, что реструктуризация долга Греции может спровоцировать распространение заражения. По сути дела, отрицание очевидного и обесценило заверения в платежеспособности государств.

Вместо жесткой экономии и отговорок, надежный и эффективный план спасения должен сосредоточиться на экономическом росте и, где это будет неизбежно, серьезной реструктуризации долга. Европа должна вынести честный вердикт о текущем финансовом состоянии государств. Грецию, неплатежеспособность которой не вызывает сомнений, придется подвергнуть тяжелому, но упорядоченному списанию долгов. Последний неадекватный план по предоставлению Греции второго пакета финансовой помощи, решение о котором было принято на саммите в июле, необходимо выбросить в мусор и переписать заново.

Что же касается прочих членов Еврозоны, все они должны получить мощную финансовую защиту. Все проблемные экономики, как платежеспособные, так и банкроты, нуждаются в обновленной программе структурных реформ и либерализации. Расширение свободы экономической деятельности в сфере услуг и на рынке профессий, приватизация компаний, искоренение бюрократии и более поздний выход на пенсию – вот лучшие средства для борьбы с высоким уровнем долга. Как предотвратить распространение заражения?

Дефолт Греции стал бы угрозой для многих банков, и не только в самой Греции: в последнее время рынки избрали своей мишенью французские банки, являющиеся держателем долга южной Европы. Кроме того, кредитоспособным странам нужна передышка для того, чтобы протолкнуть реформы. Это предполагает соглашение по двум мерам одновременно: схеме укрепления банков (на реализацию которой на практике могут уйти месяцы) и железной гарантии поддержки кредитоспособных государств (которое должно быть оперативным и безотлагательно вступить в действие).

Рекапитализация европейских банков должна производиться на основании результатов должным образом проведенных стресс-тестов (которые на сей раз должны включать и сценарий дефолта по суверенному долгу Греции). Ряд банков может оказаться в состоянии привлечь деньги на рынках акций, однако наиболее уязвимым потребуется помощь правительства. Ключевые страны региона – такие как Германия и Голландия – располагают достаточным количеством наличности, чтобы присмотреть за своими национальными банками, а периферийным правительствам, возможно, понадобятся деньги Еврозоны.

В идеале их должен предоставить европейский фонд финансовой стабильности (EFSF), усовершенствование которого стало самым полезным результатом июльского саммита. Однако также имело бы смысл учредить некий банковский фонд Еврозоны вкупе с полномочным органом по реструктуризации банков региона. Это стало бы шагом в рамках более долгосрочного процесса по созданию организационной инфраструктуры. Впрочем, ЕЦБ может оказать банкам помощь и взяв на себя обязательства по предоставлению им неограниченной ликвидности сроком не на шесть месяцев, как сейчас, а на неограниченный период времени.

Великая европейская стена

Никакие из этих мер не сработают до тех пор, пока европейцы не возведут защитную стену вокруг кредитоспособных государств, что подразумевает поддержку суверенного долга Еврозоны. Долг Испании и Италии составляет 2.5 трлн. Евро А что если рынками внезапно овладеет паника в отношении Бельгии или Франции? Некоторые пропагандируют систему евробондов, предполагающую, что долг каждой страны будет гарантирован всеми участниками Еврозоны.

Однако потребуются годы на то, чтобы разработать орган надзора, отслеживающий, чтобы страны с высоким уровнем расходов не разбазаривали чужие деньги – а чего региону сейчас определенно не хватает, так это времени. Выходом может стать обращение к единственному институту, способному уверенно противостоять столь широкомасштабной коллективной утрате доверия. ЕЦБ должен объявить о предоставлении гарантий по суверенному долгу всех кредитоспособных стран региона и своей готовности задействовать неограниченные ресурсы для прекращения паники на рынках.

Данная тактика соответствует мандату ЕЦБ по обеспечению ценовой и финансовой стабильности в Еврозоне. До тех пор пока правительства платежеспособны, а банк снова продает рынку облигации после кризиса, такая политика не является монетизацией госдолга. В нынешнем рецессионном мире ЕЦБ может купить евробондов на сумму в несколько триллионов евро, не разжигая при этом инфляции. И даже так – это очень большой шаг. Представители Германии в ЕЦБ уходят в отставку в знак протеста против реализуемой Центробанком на данный момент программы ограниченной покупки облигаций.

Они опасаются не только риска утраты столь юным финансовым институтом своей репутации, но и того, что ЕЦБ – независимый, но неизбираемый – может быть втянут в самую гущу политической кухни, особенно если он будет провозглашать государства неплатежеспособными и отключать их от системы жизнеобеспечения. Оба этих риска реальны в долгосрочной перспективе, однако их решительно перевешивает насущная потребность положить конец медленному распаду. Будет нонсенсом, если ожесточенная защита Европейским Центробанком монетарного ригоризма окажется причиной, скажем, дефолта Италии или мировой депрессии.

Плохая сделка или очень плохая?

Ознакомьте с нашим планом различных европейцев – немцев-кредиторов, должников-греков, или евроскептиков-британцев – и они могут заныть, что совсем не это им обещали, когда создавалась единая валюта. Совершенно верно – и удручающе неактуально. Сейчас уже неважно, было ли это изначально ужасной идеей. Теперь на первом плане стоит другой вопрос: стоит ли евро того, чтобы его спасать. Не будет ли дешевле расформировать Еврозону прямо сейчас? Не слишком ли высока в долгосрочной перспективе политическая цена реконструирования Европы ради спасения евро?

Горькая истина о единой валюте заключается в том, что войти в этот клуб гораздо легче, чем выйти из него. С юридической точки зрения, процедура выхода из состава Еврозоны нигде не прописана. Если Греция наплюет на закон и просто хлопнет дверью – а возможно, она еще так и сделает – она подвергнется набегу вкладчиков на свои банки, поскольку инвесторы поспешат изъять свои депозиты в евро, прежде чем они будут принудительно конвертированы в девальвированную новую драхму. Стране придется принять жесткие меры контроля за движением капитала.

Греческие компании, имеющие международные счета, столкнутся с угрозой банкротства, поскольку они неожиданно останутся без наличных средств. Усилится давление на другие проблемные страны. Вот почему мы выступаем за реструктуризацию долга Греции, но при этом предпочитаем, чтобы она оставалась в зоне евро. Представим противоположный вариант: Еврозону покидает сильное государство, такое как Германия, и, возможно, прихватывает с собой еще несколько тяжеловесов валютного блока. Результат будет не менее ужасающим. Курс новой твердой валюты вырастет, что ударит по немецким экспортерам. Экспортные рынки пострадают от хаоса на периферии Еврозоны, а конкурентоспособность северных компаний снизится.

Немецкие банки и компании, зеркально отражая развитие ситуации в Греции, пострадают от резкой девальвации активов, деноминированных в евро и размещенных за пределами новой зоны твердой валюты. Тем временем периферия все равно может распасться, если Италия или Испания не захотят иметь общих дел с Грецией. На обломках разорванных и нарушенных договоров, на фоне безудержных скачков валют и злых взаимных упреков, может рухнуть и весь общий рынок Европы, и сам Евросоюз – оплот послевоенной стабильности на континенте – начнет трещать по швам.

Подобные прогнозы сложно проиллюстрировать конкретными цифрами. Аналитики банка UBS полагают, что первый год после развала Еврозоны будет стоить ее периферийным участникам сокращения ВВП на 40-50%, а ключевым государствам – на 20-25%. Да, это всего лишь догадки (как и разнообразные попытки оценить издержки этого распада и спасательных операций). Однако счет, который будет предъявлен к оплате непосредственно после краха Еврозоны, несомненно, будет оцениваться в триллионах евро. Напротив, успешно осуществленная спасательная операция может оказаться выгодной сделкой.

Сложите вместе все деньги, уже потраченные на оказание финансовой помощи, прибавьте сумму, необходимую для рекапитализации европейских банков, и любые потенциальные убытки ЕЦБ – и все равно итоговый результат составит лишь сотни миллиардов евро. Если ЕЦБ будет проводить смелые и эффективные интервенции, ему даже не потребуется покупать долг в больших объемах, поскольку он сумеет привлечь на рынок инвесторов. Короче говоря, для Еврозоны было бы губительным безрассудством флиртовать с собственным развалом, если она может позволить себе спасение. Немецкие налогоплательщики могут согласиться с тем, что текущие расходы на наш план спасения ниже, чем убытки, связанные с распадом валютного союза.

Однако им претит мысль о том, что это позволит никчемным, безответственным итальянцам и португальцам выйти сухими из воды. Будучи полностью уверенными в том, что их облигации гарантирует сам ЕЦБ, те могут увильнуть от реформ и не встать на путь исправления. Это чревато двумя рисками. Непосредственный (и реальный): разъяренные немцы потребуют вышвырнуть Грецию – силой или с помощью травли – из Еврозоны в назидание прочим.

Такая жесткая мера действительно устрашила бы Португалию и Ирландию, однако для Италии или Испании подобная угроза исключения была бы пустой, поскольку эти страны слишком велики и имеют слишком тесные связи с ЕС. Если просто выгнать Грецию, потому что так было удобно, это станет постоянной угрозой безопасности для небольших по размерам членов ЕС. Кроме того, после того, как Греция пройдет дефолт и реструктуризацию, ее экономика получит хороший шанс начать с чистого листа уверенный долгий путь к здоровой экономике.

Более долгосрочный риск относится к идее усиления политической интеграции Европы, сторонники которой уверены, что единственным способом улучшить дисциплину станет основание Соединенных штатов Европы. Возможно, это будет фискальный союз, который будет осуществлять надзор за эмиссией евробондов? Или же новые надзорные функции, которые будут предоставлены правительствам Еврозоны или – не приведи Господь – бесполезному Европарламенту?

Где-то тут на заднем плане маячит и мысль о том, что находящиеся у руля власти смогут помыкать остальными. Десять стран, включая Швецию, Польшу и Британию, пользующихся собственной валютой, получат выбор: присоединиться к зоне евро или остаться на обочине новой «центровой» Европы, которая фактически начнет диктовать свою политику. А поскольку это – Европа, здесь высока вероятность того, что политики будут стараться уклоняться от обсуждения многих вопросов со своим электоратом. The Economist допускает, что наша программа спасения на начальных этапах страдает от недостатка демократии, и это необходимо будет исправить, если начнет успешно осуществляться поэтапное продвижение к фискальному союзу.

Однако должны существовать методы воздействия хороших правительств на плохие, не требующие создания огромного нового федерального супергосударства. Голландцы предложили наделить еврокомиссара в Брюсселе полномочиями накладывать вето на фискальные злоупотребления и придать его решениям юридическую силу. Г-жа Меркель высказала идею предоставления Суду Европейских Сообществ права требовать от государств надлежащего поведения. Да, это серьезные шаги, и поскольку они связаны с изменениями в договоре, их будет необходимо «продать» избирателям. Однако этим мерам еще далеко до Соединенных штатов Европы.

Меркель пора разъяснить свой выбор

Аутсайдеры могут занервничать, наблюдая за подобным развитием событий. Честно говоря, мы и сами нервничаем. Однако альтернативой может быть коллапс не только Еврозоны, но и общего рынка и всего проекта общеевропейского дома. Евро достиг фазы, на которой уже никто не сможет получить того, чего он хочет – и до немцев следует донести сей факт настойчивее, чем до кого-либо еще.

В течение последних полутора лет они, скрепя сердце, нехотя соглашались на полумеры – одна полуспасательная операция за другой - и счет разросся. В конечном итоге именно доверие и репутация решают все. Возможно, Германия и не приветствует поддержку, которую ЕЦБ оказывает менее благоразумным государствам, однако допустить распад зоны евро будет гораздо более непростительным. Пожалуйста, г-жа Меркель, растолкуйте это своим избирателям предельно доходчиво.

Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Economist

Наиболее Читаемое :


Поиск в Интернете :





The foreign exchange market is a global decentralized or over-the-counter market for the trading of currencies. This market determines foreign exchange rates for every currency. It includes all aspects of buying, selling and exchanging currencies at current or determined prices.