Secondary menu

Реструктуризация греческого долга не спасет положение

forex-domino.gif

Греческий долговой кризис набирает обороты, поэтому все громче и громче слышны призывы реструктурировать государственный долг страны, чтобы поддержать финансовую систему, повысить долгосрочные темпы роста и снизить риск недобросовестности. Но на деле, потенциальные финансовые преимущества реструктуризации долга не так велики, как кажется, более того, сам процесс сопряжен с существенными рисками для Греции и Еврозоны в целом. Преимущества реструктуризации государственного долга одной из стран Еврозоны обусловлены характером распределения долга среди кредиторов, а также их способностью пережить соответствующие убытки без государственной поддержки. Но при этом не стоит забывать о подводных камнях финансирования и взаимозависимостях, связанных с особенностями функционирования Европейского валютного союза и интеграцией финансовых рынков, которые могут свести на нет все преимущества и привести к возникновению системных рисков.

В случае с Греций, номинальная стоимость непогашенного государственного долга на конец июля 2011 года составила 366 млрд. евро. Почти 30% принадлежит резидентам Греции, в основном банкам, пенсионным фондам и страховым компаниям. Значительное сокращение номинальной ценности греческого долга на счетах этих институтов, скорее всего, будет компенсировано государственной помощью. Между тем, убытки домохозяйств и нефинансовых учреждений, инвестировавших в гос. долг, негативно отразятся на экономической активности и налоговых сборах. Также значительная часть гос. облигаций Греции находится на счетах официальных структур. На конец июля 2011 года правительствам Еврозоны, Международному валютному фонду и Европейскому центральному банку принадлежало почти треть всего долга страны. В институциональных, политических и юридических целях реструктуризация будет проводиться таким образом, чтобы избежать каких бы то ни было убытков для официальных держателей облигаций.

Таким образом, выгоду можно получить только от реструктуризаии долга на руках у иностранных частных инвесторов - всего 40%. "Стрижка" на 50% сократит общую сумму долга примерно на 20%. Между тем, неблагоприятные последствия "жесткой" вынужденной реструктуризации долга и государственного дефолта для Греции не ограничиваются стоимостью рекапитализации национальных банков и поддержки пенсионных фондов. Доверие к финансовой системе и ликвидность Греческих банков серьезно пострадают, при этом масштабы бедствия сложно оценить и спрогнозировать заранее. В этом случае пострадает также и процесс фискальной консолидации, особенно, если реструктуризация приведет к кредитному кризису. ЕЦБ перестанет принимать в качестве обеспечения ценные бумаги с дефолтным статусом. Поэтому потребуется повысить качество обеспечения, а платить за это придется греческому правительству.

Более того, в случае вынужденной реструктуризации долга и государственного дефолта страны, входящей в Еврозону, по всему региону покатится ударная волна, и сколько банков и прочих европейских финансовых институтов она накроет - никому не известно. Резкий рост доходности по государственным облигациям европейских стран - это громкий и четкий сигнал тревоги. Сейчас в первую очередь необходимо должным образом реализовать соглашение, принятое европейскими лидерами в июле. Европейским банкам точно потребуется рекапитализация. Но не обойтись и без увеличения финансовых ресурсов Европейского фонда обеспечения финансовой стабильности.

Договоренность относительно участия частного сектора в финансировании греческого долга должна остаться в силе. Возможны изменения относительно повышения долговой устойчивости и увеличения "стрижки" в рамках запланированного обмена облигаций - это должно несколько ослабить долговое бремя. Любые модификации схемы участия частного сектора не должны касаться его добровольности и не должны вести к дефолту. Как бы там ни было, в случае государственного дефолта, для поддержания финансовой стабильности понадобится гораздо больше средств EFSF и гораздо более мощная поддержка банковского сектора государством.

Никаких бесплатных обедов для должников, никаких легких решений для кредиторов. Вынужденная реструктуризация государственного долга Греции, скорее всего, принесет незначительные преимущества и множество рисков, которые поставят под угрозу финансовую стабильность и экономическое благополучие Еврозоны в целом. Если угроза станет реальностью, налогоплательщикам Европы придется взвалить на свои плечи еще более тяжкое бремя, что не самым лучшим образом отразится на стабильности и целостности Еврозоны, подорвет доверие к евро. Поэтому Европе сейчас как воздух нужен комплексный и убедительный план, посвященный восстановлению рынка и общественного доверия, который должен стать частью решения по выходу из кризиса.

Лукас Пападемос - профессор государственной политики в Гарвардской школе Кеннеди, бывший вице-президент Европейского центрального банка. Председатель Банка Греции в период с 1994 по 2002 годы.

Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Financial Times

Популярное содержимое


Main menu

feed_item | by Dr. Radut



The foreign exchange market is a global decentralized or over-the-counter market for the trading of currencies. This market determines foreign exchange rates for every currency. It includes all aspects of buying, selling and exchanging currencies at current or determined prices.