Secondary menu

Реструктуризация греческого долга не спасет положение

forex-domino.gif

Греческий долговой кризис набирает обороты, поэтому все громче и громче слышны призывы реструктурировать государственный долг страны, чтобы поддержать финансовую систему, повысить долгосрочные темпы роста и снизить риск недобросовестности. Но на деле, потенциальные финансовые преимущества реструктуризации долга не так велики, как кажется, более того, сам процесс сопряжен с существенными рисками для Греции и Еврозоны в целом. Преимущества реструктуризации государственного долга одной из стран Еврозоны обусловлены характером распределения долга среди кредиторов, а также их способностью пережить соответствующие убытки без государственной поддержки. Но при этом не стоит забывать о подводных камнях финансирования и взаимозависимостях, связанных с особенностями функционирования Европейского валютного союза и интеграцией финансовых рынков, которые могут свести на нет все преимущества и привести к возникновению системных рисков.

В случае с Греций, номинальная стоимость непогашенного государственного долга на конец июля 2011 года составила 366 млрд. евро. Почти 30% принадлежит резидентам Греции, в основном банкам, пенсионным фондам и страховым компаниям. Значительное сокращение номинальной ценности греческого долга на счетах этих институтов, скорее всего, будет компенсировано государственной помощью. Между тем, убытки домохозяйств и нефинансовых учреждений, инвестировавших в гос. долг, негативно отразятся на экономической активности и налоговых сборах. Также значительная часть гос. облигаций Греции находится на счетах официальных структур. На конец июля 2011 года правительствам Еврозоны, Международному валютному фонду и Европейскому центральному банку принадлежало почти треть всего долга страны. В институциональных, политических и юридических целях реструктуризация будет проводиться таким образом, чтобы избежать каких бы то ни было убытков для официальных держателей облигаций.

Таким образом, выгоду можно получить только от реструктуризаии долга на руках у иностранных частных инвесторов - всего 40%. "Стрижка" на 50% сократит общую сумму долга примерно на 20%. Между тем, неблагоприятные последствия "жесткой" вынужденной реструктуризации долга и государственного дефолта для Греции не ограничиваются стоимостью рекапитализации национальных банков и поддержки пенсионных фондов. Доверие к финансовой системе и ликвидность Греческих банков серьезно пострадают, при этом масштабы бедствия сложно оценить и спрогнозировать заранее. В этом случае пострадает также и процесс фискальной консолидации, особенно, если реструктуризация приведет к кредитному кризису. ЕЦБ перестанет принимать в качестве обеспечения ценные бумаги с дефолтным статусом. Поэтому потребуется повысить качество обеспечения, а платить за это придется греческому правительству.

Более того, в случае вынужденной реструктуризации долга и государственного дефолта страны, входящей в Еврозону, по всему региону покатится ударная волна, и сколько банков и прочих европейских финансовых институтов она накроет - никому не известно. Резкий рост доходности по государственным облигациям европейских стран - это громкий и четкий сигнал тревоги. Сейчас в первую очередь необходимо должным образом реализовать соглашение, принятое европейскими лидерами в июле. Европейским банкам точно потребуется рекапитализация. Но не обойтись и без увеличения финансовых ресурсов Европейского фонда обеспечения финансовой стабильности.

Договоренность относительно участия частного сектора в финансировании греческого долга должна остаться в силе. Возможны изменения относительно повышения долговой устойчивости и увеличения "стрижки" в рамках запланированного обмена облигаций - это должно несколько ослабить долговое бремя. Любые модификации схемы участия частного сектора не должны касаться его добровольности и не должны вести к дефолту. Как бы там ни было, в случае государственного дефолта, для поддержания финансовой стабильности понадобится гораздо больше средств EFSF и гораздо более мощная поддержка банковского сектора государством.

Никаких бесплатных обедов для должников, никаких легких решений для кредиторов. Вынужденная реструктуризация государственного долга Греции, скорее всего, принесет незначительные преимущества и множество рисков, которые поставят под угрозу финансовую стабильность и экономическое благополучие Еврозоны в целом. Если угроза станет реальностью, налогоплательщикам Европы придется взвалить на свои плечи еще более тяжкое бремя, что не самым лучшим образом отразится на стабильности и целостности Еврозоны, подорвет доверие к евро. Поэтому Европе сейчас как воздух нужен комплексный и убедительный план, посвященный восстановлению рынка и общественного доверия, который должен стать частью решения по выходу из кризиса.

Лукас Пападемос - профессор государственной политики в Гарвардской школе Кеннеди, бывший вице-президент Европейского центрального банка. Председатель Банка Греции в период с 1994 по 2002 годы.

Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Financial Times

Популярное содержимое


Main menu


feed_item | by Dr. Radut