Скептицизм и аскетизм

forex-germany-27062012.gif

Совсем недавно мне довелось выступать на ежегодной конференции в Экономическом совете Германии; Это подразделение ныне правящей партии, Христианско-демократического союза, которое занимается вопросами экономики и бизнеса. Канцлер Германии Ангела Меркель и Министр финансов Вольфганг Шойбле тоже были в числе выступавших. Любопытное событие и, что немаловажно, весьма обнадеживающее.
Нет никаких сомнений в том, что Германия (по крайней мере, собравшаяся на заседание часть правительства, деловой элиты и профсоюзов) не хочет потерять евро и готова к более глубокой интеграции в Европе, признавая, что успех всего проекта зависит от готовности и способности европейских стран равномерно распределить усилия, необходимые для того, чтобы разорвать кризисных порочный круг.

Ключевыми считаются реформы в Италии и Испании, кроме того, в Германии понимают, что конкурентоспособность, рынок труда и экономика в целом не восстановятся за один день. Нужно время. (Немцам самим понадобилось полтора десятка лет, чтобы оправиться после объединения).

Греции приходится выбирать меньшее из зол, при этом нужно сделать все, чтобы ограничить негативные последствия греческого кризиса для других стран Еврозоны, иначе ориентированные на рост фискальные реформы Италии и Испании пойдут под откос. В условиях высокого системного риска частный капитал бежит из местных банков и рынков государственных облигаций, что ведет к росту стоимости кредитования и препятствует рекапитализации банков. Это, в свою очередь, грозит бедами для всей финансовой системы и ставит под вопрос эффективность реформ.

Таким образом, основным институтам Европейского Союза и Международному валютному фонду отводится важная роль стабилизаторов на этапе перехода к устойчивому росту. Они должны закрыть брешь, пробитую бегущим из страны частным капиталом, и сделать все, чтобы реформы завершились и начали приносить плоды. Роль МВФ отражает то, насколько важно восстановление Европы для остального мира - не только развитого, но и развивающегося. Деньги, потраченные сегодня на спасение Европы, окупятся завтра с торицей.

Немецкие политики и бизнесмены все это прекрасно понимают. Более того, такого рода поддержка необходима для продолжения реформ в Италии и Испании - странах с третьей и четвертой по величине экономиками в Европе. Без либерализации рынка труда невозможно добиться роста конкурентоспособности и экономики в целом - этот вопрос все еще висит в воздухе.

Реформы подействуют не сразу, нужно время, которое можно купить через социализацию краткосрочных рисков. Другого способа сдержать доходность по облигациям и сохранить работоспособность банков просто не существует, кроме того, нет никакой твердой гарантии, что программы реформирования будут одобрены.

Для еврооблигаций время еще не пришло - они ослабят условия оказания помощи и, тем самым снизят мотивацию для реализации реформ. В будущем, когда основная часть наиболее насущных задач будет решена, можно подумать и о них. Если все сработает, совместный риск не станет для стран тяжким бременем. Возможно, он даже будет приносить доходы.

А что же на счет конфликта между консолидацией и ростом? Полагаю, все дело в неправильном понимании вопроса. Для немцев консолидация в виде устойчивого ограничения роста зарплат и уровня доходов была важной частью ориентированных на рост реформ, которые были завершены в 2006 году. Было потрачено немало сил и времени, чтобы равномерно распределить усилия, необходимые для восстановления гибкости, производительности и конкурентоспособности.

Однако в Южной Европе (и по ту сторону Атлантики) "консолидацию" воспринимают исключительно с фискальной точки зрения, как слишком быстрый и потенциально опасный для роста способ сократить дефициты, без учета структурных возможностей экономики к корректировке и восполнению совокупного спроса. Иными словами, на жесткую консолидацию смотрят через призму кейнсианской теории.

Нужно найти верный баланс между слишком быстрым и опасно медленным снижением дефицита - задача не из легких. Но это лишь одна составляющая всего процесса перебалансировки. Чтобы снизить отношение государственного долга к ВВП нужен рост, таким образом, без него никакой фискальной стабилизации не будет. Кроме того, слишком быстрое сокращение дефицитов негативно отразится на темпах роста экономики, а, значит, все жертвы и лишения окажутся напрасными.

В то же время, чтобы завести экономический двигатель и запустить рынок труда, нужны другие меры, - разные для каждой страны. Например, повысить гибкость и снять барьеры для конкуренции на рынках труда, товаров и услуг; инвестировать в человеческие ресурсы и технологическую базу экономики; восстановить систему социальной поддержки, которая будет поддерживать и стимулировать структурные реформы, на не чинить препятствия.

Для реализации этих реформ придется отказаться от части защитных механизмов и пожертвовать ростом доходов и потребления. Но зато мы получим устойчивую модель роста экономики и занятости в будущем. Таким образом, дисциплина и консолидация требуют умения и готовности видеть дальше своего носа, мыслить не только категориями "здесь" и "сейчас", принимать решения, ориентированные на благо будущих поколений. Какую цену нужно заплатить сейчас - и как равномерно распределить нагрузку в социуме - чтобы обеспечить экономическое процветание и социальную стабильность в будущем?

В конечном счете, чтобы оживить рост, мало просто восстановить стабильность и рост. Нужны структурные реформы и перебалансировка, а за них нужно платить. Чтобы добиться устойчивой модели роста, придется принимать решения, которые повлияют не только на уровень совокупного спроса, но и на потребление - например, делать выбор между инвестициями и потреблением.

Возможно, кто-то считает это консолидацией - это лишь вопрос терминологии. К сожалению, возникшая путаница оказалась очень опасной и нанесла немало вреда. Она мешает нам понять, какие задачи стоят перед нами и, соответственно, выработать единый план, который устраивал бы всех - ясный, с четким распределением обязанностей.

Майкл Спенс, лауреат нобелевской премии в области экономики, Председатель Комиссии по росту и развитию экономики

Источник: Forexpf.Ru - Новости рынка Forex

Наиболее Читаемое :


Поиск в Интернете :





The foreign exchange market is a global decentralized or over-the-counter market for the trading of currencies. This market determines foreign exchange rates for every currency. It includes all aspects of buying, selling and exchanging currencies at current or determined prices.