Финансовые кризисы и дурные предчувствия

forex-the-financial-times-12072012.gif

Прошло почти пять лет с тех пор, как финансовый кризис обрушился на головы ничего не подозревающих граждан. Как же идут дела в странах с высоким уровнем дохода, особенно пострадавших от неожиданной беды? Плохо - таков мой ответ. Из шести крупнейших экономик с высоким уровнем дохода (плюс Еврозона) только США и Германии удалось приблизиться к докризисным уровням. Штаты были эпицентром первых потрясений, поэтому сейчас она уже относительно стабильно восстанавливается. И все же никто не ощущает прежнего расслабленного благополучия. В США валовой внутренний продукт растет активнее, чем в других странах, за время кризиса безработица в стране выросла более чем в два раза - с 4.7% в июле 2007 года до 10% в октябре 2009 года. С тех пор она несколько снизилась, но все равно остается слишком высокой. Как бы там ни было, в США экономическая динамика гораздо лучше, чем в Еврозоне, где наблюдается мертвая стагнация и безработица на уровне 11.1% (в США сейчас 8.2%).

Экономики пребывают в состоянии застоя, а политики настроены весьма решительно. Сейчас из всех крупных центральных банков в странах с высоким уровнем дохода самую высокую краткосрочную ставку предлагает Европейский центральный банк - 0.75%. Кроме того, с 2007 года балансы Центробанков выросли вдвое по отношению к ВВП. В Японии, США и Великобритании сохраняются очень высокие фискальные дефициты - доселе невиданные в мирное время. И все же, несмотря на это доходность по японским, американским и британским облигациям не превышает 0.8%, 1.5% и 1.6% соответственно.

Дэвид Леви из прогнозного центра Jerome Levy назвал такое сочетание вялой экономики с огромными политическими стимулами «сдерживаемой депрессией». Объяснение лежит на поверхности: некоторые ключевые экономики пытаются совладать с избытком заемных средств, в частности, среди домохозяйств и в финансовом секторе. В США, например, общий долг домохозяйств вырос со 112% от ВВП в 1976 году до 296% от в 2008 году. К концу первого квартала 2012 года этот коэффициент, правда, упал к 250% - до уровня 2003 года. В 2007 году валовой объем заимствований в частном секторе составлял 29% от ВВП. В 2009, 2010 и 2011 годах показатель был отрицательным.

Прежде всего, в частных секторах наблюдается существенное превышение доходов над расходами. В США финансовый баланс частного сектора в третьем квартале 2007 года показывал дефицит на уровне 2.4% от ВВП, однако, уже во втором квартале 2009 года он был профицитным (8.2%). Такое резкое изменение, вне всякого сомнения, спровоцировало бы жесточайшую депрессию, если бы правительство не было готово пропорционально увеличить свои фискальные дефициты. Вот так и удалось сдержать депрессию.

Американская экономика - важнейшая из всех, пострадавши от кризиса. Но она не единственная, где наблюдается сокращение расходов в частном секторе. Есть еще Великобритания. На самом деле, по данным Международного валютного фонда, в этом году в частном секторе всех крупнейших стран с высоким уровнем дохода будет зафиксирован баланс или профицит. Это значит, что в этих странах должны быть высокие профициты текущего счета или фискальные дефициты. Германия выбрала первый вариант.

Другие предпочли второй. Учитывая то, что эти крупные страны не могут одновременно поддерживать у себя значительные профициты (с кем?), им приходится довольствоваться фискальными дефицитами, чтобы компенсировать профициты частного сектора, которые, в свою очередь, объясняются желанием населения избавиться от своих долгов, а также нежеланием или неспособностью финансового сектора выдавать новые займы. В конечном счете, все это большое похмелье после столь же большого кредитного бума.

Таким образом, отказ частного сектора от заемных средств - по-прежнему главная тема на повестке дня; эту тенденцию частично удалось нейтрализовать при помощи монетарной политики и увеличения государственных займов. Готовность властей к подобным мерам, несмотря на глупую критику, спасла нас от второй великой депрессии. Мысль о том, что высокий фискальный дефицит вытесняет частные расходы в условиях чрезвычайно низких процентных ставок, просто абсурдна.

Однако некоторых обозревателей такая политика сильно тревожит. В своем ежегодном отчете Банк международных расчетов утверждает, что странам с высоким уровнем дохода необходимо фискальное и монетарное ужесточение. В нем говорится, например, что «финансовые коэффициенты в период балансовой рецессии могли бы быть ниже, чем в период обычной рецессии. В частности, при балансовой рецессии экономические субъекты с высоким уровнем долга - в данном случае это домохозяйства - стремятся пустить больше денег на погашение долгов, сокращая дискретные расходы».

Такое вполне возможно. При этом вывод таков: фискальный дефицит должен быть больше, потому что правительству нужно одновременно облегчать процесс отказа от заемных средств и компенсировать падение спроса. Еще один известный способ быстро избавиться от долгов - массовые банкротства, что характерно для депрессии. Неужели Банк международных расчетов этого желает?

Мы знаем, что крупные финансовые кризисы, как правило, тянут за собой серьезные последствия, особенно в странах, где базовые темпы роста не отличаются особой резвостью, что замедляет весь процесс отказа от заемных средств. Политика должна решать весь комплекс задач: и поддерживать спрос, и облегчать выплату кредитов. Это значит, что предпочтение нужно отдавать агрессивным инструментам монетарной и фискальной политик, кроме того, не помешают интервенции, направленные на рекапитализацию банков и ускорение процессов реструктуризации частного долга. Администрация Обамы в этом плане весьма преуспела.

И если бы Республиканцы не вставляли палки в колеса, успехи были бы очевидны. И все же, если Штаты не свалятся в «фискальную пропасть» в этом году, то экономика продолжит постепенно восстанавливаться. Как только процесс стабилизируется, можно будет приниматься за серьезную фискальную консолидацию. Затягивать пояса нужно после того, как дела в экономике пойдут на лад, а не наоборот.

К несчастью, Штаты - не единственная крупная экономика, испытывающая кризис. В частности, Еврозону, вторую по величине экономику в мире, тоже не миновала сия участь. Руководство валютного союза никак не может договориться о том, что нужно делать, поэтому экономику штормит. Люди, отвечающие за политику, больше пекутся о рисках недобросовестности, нежели о возможной панике.

Отсюда волна государственных и банковских кризисов с введением валютного контроля и дезинтеграцией Еврозоны в качестве потенциальной кульминации. Большая часть политики не учитывает трудности посткризисных времен, и не обеспечивает нужных решений. Прежде всего, следует ускорить процесс отказа от заемных средств на фоне стимулирования восстановительных процессов. С этой точки зрения нынешние политики Еврозоны, увы, оставляют желать лучшего.

Мартин Вулф
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Financial Times

Наиболее Читаемое :


Поиск в Интернете :





The foreign exchange market is a global decentralized or over-the-counter market for the trading of currencies. This market determines foreign exchange rates for every currency. It includes all aspects of buying, selling and exchanging currencies at current or determined prices.