Западные экономики продолжают испытывать на себе разрушительное влияние двух видов финансового кризиса, которые ведут к росту безработицы и бедности. О первом мы регулярно читаем в газетах, он охватывает правительства по всему миру, второй - менее заметный - происходит на уровне мелкого и среднего бизнеса и домохозяйств. И пока не найдутся пути выхода, запад обречен на вялый рост, устойчиво высокого уровня безработицы и неравенства между чрезмерным доходом и благосостоянием. Государственный долговой кризис хорошо известен. Для предотвращения вероятной депрессии, политики по всему миру прибегли к фискальному и монетарному стимулированию в разгар мирового финансового кризиса. Им удалось компенсировать неприятные экономические диспропорции, вызванные снижением доли заемных средств в частном секторе, но заплатить за это пришлось собственным налогово-бюджетным балансом и балансом своих Центробанков.
Несмотря на то, что ситуация с государственной кредитоспособностью ухудшается практически по всему миру, и, вероятнее всего, тенденция сохранится, последствия для каждой страны отличаются. Правительственные счета некоторых западных стран - например, Греции, - изначально не были стабильными, что вскоре повергло эти страны в состояние устойчивого кризиса. Воз и ныне там, хотя страны не бросают тщетных попыток показать населению свет в конце того, что превратилось в нескончаемый тоннель. Другие страны ответственно подходили к фискальному вопросу, но их погубили решения, принятые другими (например, безответственные ирландские банки погубили не только собственный бюджет, но и бюджет своей страны). Над остальными странами, включая США, не нависла прямая угроза, но они не смогли сдвинуться с мертвой точки в отношении. Немногим - например, Германии, - за несколько лет удалось создать прочную экономическую и финансовую гибкость с помощью фискальной дисциплины и структурных реформ.
Неудивительно, что политические подходы также отличаются. И правда, их объединяет всего одна, хотя основная (и разочаровывающая черта): неспособность положиться на быстрый рост как на наиболее "безопасный" способ снизить задолженности несостоятельных экономик. Греция, фактически, оказалась не в состоянии погасить долг. Ирландия, как и Великобритания, сделала выбор в пользу жестких мер экономии и реформ. США постепенно переводят ресурсы от кредиторов к дебиторам, прибегая к мерам финансового давления. А Германия постепенно склоняется к разумному относительному увеличению внутреннего спроса. Вот вам и государственный долговой кризис, который, учитывая его национальное, региональное и мировое воздействие, так широко распространился. В конце концов, государства так называются, поскольку обладают полномочиями облагать налогом, вводить правила и, в крайнем случае, осуществлять конфискацию.
Другой кредитный кризис также важен, но привлекает гораздо меньше внимания, несмотря на то, что он разрушает целостность общества, уничтожает производительность и способность поддерживать уровень жизни (особенно, это касается менее удачливых). Мне известны лишь немногие западные страны, где малые и средние предприятия (а также домохозяйства со средним и низким уровнем дохода) не столкнулись со значительным снижением возможности получения кредита - не только нового финансирования, но и возможности продления срока старого кредитного лимита и займов. Непосредственные причины хорошо известны. Они расходятся от снижения банковского кредитования до сильных антирисковых настроений, а также от потерявших доверие механизмов кредитования до полного отказа некоторых институтов от мобилизации капиталов через кредитно-финансовую службу.
Такие ограничения кредитования являются одной из причин продолжения роста безработицы в огромном количестве стран - даже там, где она и так высока, например, 25% в Греции и Испании (где безработица среди молодежи превышает 50%) - и сохранения непривычно высокого уровня безработицы в странах как США (хотя там безработица гораздо ниже). И дело не только в упущенных возможностях и растущей бедности. Устойчиво высокий уровень безработицы также ведет к общественному недовольству, подрыву доверия к политическим лидерам и организациям, а также к растущему риску формирования "потерянного поколения". Действительно, во многих развитых странах в данных по безработице преобладает длительная безработица (обычно определяется от 6 месяцев и более). Люди с опытом работы сталкиваются с проблемой потери квалификации, в то время как неудачливые новые участники рынка труда не просто безработные - они рискуют стать нетрудоспособными.
Политики не слишком ориентированы на решение экономического краха в частном кредитовании. Возможно, сначала им нужно справиться с государственной стороной кризиса, но непонятно, есть ли у большинства политиков комплексный план. Политическая асимметрия сильнее всего выражена в странах, значительно пострадавших от государственного долгового кризиса. Там частный сектор изначально оставили на произвол судьбы, а большинство домохозяйств и предприятий пытается выживать, что приводить к усилению экономического давления. В отношении рынка частного кредитования другие страны, по-видимому, переняли подход "Поле чудес", также известный как "построй, и они придут". Например, в США искусственно заниженные процентные ставки на ипотеку, которые стали результатом политической активности Федрезерва, должны дать толчок разумному финансированию. Европейский центральный банк прибегает к аналогичному косвенному подходу. В обоих случаях другие определяющие политику организации, имеющие распоряжении лучшие инструменты, не хотят или не могут их использовать. Так, меры, принятые Центробанками, будут неоднократно терпеть фиаско в попытках достичь необходимой тяговой силы.
Действительно, только Великобритания делает выбор в пользу более согласованного и прямого пути борьбы с устойчивым дефицитом, вызванным частной стороной кредитного кризиса. Так, "Поиск схемы кредитования", разработанный совместно Банком Англии и Казначейством, направлен на "увеличение мотивации банков и жилищно-строительных кооперативов в вопросе кредитования британских домохозяйств и нефинансовых организаций". Пример Великобритании важен. Однако, учитывая масштабы проблем, это решение можно назвать относительно сдержанным. Программа способна стать стимулом небольшой мобилизации капиталов через кредитно-финансовую систему, но не сможет нанести значительный урон тому, что остается основным препятствием на пути к быстрому экономическому восстановлению. Надлежащий доступ к кредитованию производственных сегментов - неотъемлемая часть отлаженной экономики. Без этого рост останавливается, создается недостаточное количество рабочих мест, а рост неравенства негативно сказывается на общественном настрое. Вот почему каждый комплексный подход по восстановлению экономической и финансовой динамики развитых стран должен быть направлен на оживление кредитных потоков в частном секторе.
Мохамед Эль Эрейн
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate