Помолвка затянулась на семь лет, однако, в конечном счете, Австралия и Япония узаконили свои отношения, подписав торговое соглашение. По истине историческое событие, в том плане, что раньше Япония не вступала в торговые договоренности со странами, крупными производителями сельскохозяйственной продукции. Но главная ее цель отнюдь не Австралия, а Транс-тихоокеанское партнерство - многостороннее торговое соглашение с участием дюжины стран. Япония (ошибочно) считает, что договор с Австралией покажет всему миру ее готовность к компромиссам, в том числе и в вопросах, связанных с ослаблением защиты сельскохозяйственного сектора - самая досадная загвоздка для Штатов. Однако самое главное препятствие, мешающее получить согласие соседей, практически не упоминается в прессе, когда речь заходит об этих торговых переговорах. Например, в конце прошлой недели издание The Financial Times опубликовало статью, посвященную ТТП, однако о том, что Штаты критикующие Японию за ее торговую позицию, в частности члены Демократической партии (то есть однопартийцы Президента Обамы) сами блокируют значительную часть всех успешных торговых соглашений современности. Из-за отсутствия "полномочий по стимулированию торговли", или, как его еще часто называют "полномочий быстрого реагирования".
В конце прошлого года казалось, что переговоры по ТТП зашли в тупик, однако затем появилась надежда, что их все-таки удастся довести до успешного завершения - так часто бывает с подобного рода соглашениями. Месяцы и даже годы блужданий вокруг да около и невнятного бормотания заканчиваются за пару недель. Но на этот раз удача оказалась иллюзорной, и, на наш взгляд, не потому что Япония заняла жесткую позицию в вопросах защиты своего сельскохозяйственного сектора, а потому что многие сомневаются в серьезности американских намерений. Если Обама не сможет получить полномочия, которые дадут ему возможность развивать торговые отношения, ТТП обречено, не зависимо от того, на какие уступки согласятся другие страны, в том числе и Япония. Обаме не хватает поддержки в Конгрессе, что ослабляет позицию Штатов за столом переговора и лишает страны желания идти наперекор собственным избирателям. Заключив соглашение с Австралией, хоть и не такое амбизциозное, на которое рассчитывают Штаты, Япония ясно дает понять, что она готова к компромиссам.
Обе палаты Японского парламента дали своим переговорщикам ясный наказ исключить из числа уступок говядину, птицу, рис, пшеницу, сахар и молочные продукты. Однако в двустороннем соглашении с Австралией Япония пошла на ряд уступок в этих областях. Конечно, они не так радикальны, как того требуют Штаты, но это шаг в правильном направлении. Например, тариф на импорт замороженной говядины из Австралии сократится в два раза, с 38.5% до 19.5%. Тариф на свежую говядину будет снижен до 23.5%, но в течение пятнадцати лет. До тех пор, пока Штаты не договорятся с Японией, условия для американских экспортеров говядины будут гораздо менее выгодными, чем для австралийских производителей. Сыр - второй по объемам экспорта молочный продукт, вообще теперь не будет облагаться никами тарифами. Также будут отменены тарифы на фрукты, овощи, орехи, консервированные фрукты и овощи, соки. Австралийские фермеры, занятые разведением скота, рассчитывали на более существенное снижение тарифов на импорт мяса. Однако в договор вставили пункт, который помог получить их сдержанное одобрение. В нем говорится о том, что австралийским фермерам гарантируются условия, не хуже, чем у других. То есть, если Япония пойдет на более существенные уступки, скажем, в рамках ТТП, тарифы в отношении Австралии также будут пересмотрены. Австралия, в свою очередь, отменит тарифы на японские автомобили, электронику и технику. Кроме того, Австралии удалось договориться с Южной Кореей, которая также отменит тарифы на австралийскую говядину сроком на 15 лет. В обмен на это, Австралия будет снижать тарифы на корейские автомобили в течение трех лет.
Кроме того, еще один аспект, часто замалчиваемый в прессе, связан с тем, что действительно поставлено на карту в ходе переговоров по ТТП, и это не просто торговые вопросы. Для Японии, например, речь идет об успешности реформ, начатых Абэ. Вот, что говорит по этому поводу министр экономики Японии Амари: "Сельскохозяйственный сектор Японии воспринимается как новая растущая отрасль, требующая свежих реформ". Для Штатов все еще серьезнее. Цель данного соглашения отнюдь не ограничивается экономикой. Большая, и, возможно, доминирующая роль отводится политике. Она дополняет американскую идею об "Азиатской оси". Оно нацелено на проблемы, связанные с восхождением Китая. Оно должно показать, что Штатам не все равно.
Неспособность достигнуть договоренностей откинет Штаты далеко назад. Некоторые американские политики призывали заключить ТТП без Японии, если она не согласится на решительные уступки. Очень недальновидно, потому что именно Штаты настаивали на участии Японии, буквально зазывали ее, а Абэ, сначала не испытывавший энтузиазма по этому поводу, в конечном счете пошел на ряд уступок. С тактической точки зрения, Штаты сами себя накажут, если забудут о том, что лучшее - враг хорошего. Неудача, фактически, развалит азиатскую стратегию Америки и поставит под сомнение ее готовность к выполнению обязательств. Она также ослабит процесс реформ в Японии и не лучшим образом скажется на других торговых соглашениях. Зато Китай получит массу новых возможностей. И все же, с точки зрения политической реальности, Обама вряд ли сможет получить нужные полномочия до ноябрьских выборов. Если Демократы проиграют на выборах в Сенат, что вполне вероятно, Республиканцы не станут помогать Обаме в его делах. Если же Демократы выиграют, нет никакой гарантии, что они согласятся дать Обаме такие полномочия.
Марк Чандлер, Brown Brothers Harriman