В марте инфляция возобновила рост, поскольку нисходящий эффект базы сравнения постепенно ослабевает. Однако не стоит расценивать это как усиление ценового давления в стране, поскольку базовая инфляция устойчиво держится на отметке 1.6%. Весь развитый мир без исключения страдает от масштабного избытка производственных мощностей: внутренние дефляционные процессы усиливаются внешней дезинфляцией. Сейчас главная проблема не в инфляции, а в ее отсутствии. В марте рост потребительских цен в месячном исчислении не превысил 0.2%, а годовой показатель вырос до 1.5% по сравнению с 1.1% в феврале. Не стоит переоценивать эту динамику: инфляционного давления в США как не было, так и нет. По сути, рост связан в основном с эффектом сравнительной базы: в марте 2013 года CPI упал на 0.3% в месячном исчислении после увеличения на 0.6% в предыдущем периоде.
Кроме того, цены на энергоносители также немного подтолкнули показатели в этом году, увеличившись на 0.6% в марте после падения на 2.5% в феврале. Между тем базовый индекс потребительских цен, не учитывающий стоимость продуктов питания и энергоносителей, движется в рамках тренда, сформированного за последние 12 месяцев - на уровне 0.2% м/м и 1.6% г/г. Еще более узкий критерий базовой инфляции, позаимствованный нами у Банка Канады, указывает на дальнейшее снижение: в месячном исчислении он опустился на 0.2% в феврале и марте, а годовой показатель не превысил 0.5% - это самое низкое значение с декабря 2012 года.
Ранние признаки инфляции отсутствуют как таковые. Индексы цен производителей на ранних стадиях производства по-прежнему развернуты вниз. Базовый индекс цен на промежуточные товары вырос на 0.3% г/г в марте после роста на 0.4% в январе и феврале. Это значение не поднимается выше единицы с сентября прошлого года. Цены на сырье - так называемый базовый PPI - находятся в глубоком минусе (-3.6% г/г в марте), хотя в последнее время наметились некоторые позитивные тенденции: в 2012 и 2013 году его среднее значение составляло -5.2%.
Цены на импорт не растут. Компонент, не учитывающий стоимость продуктов питания и топлива, падает с марта прошлого года. Учитывая низкую инфляцию во всем мире, импорт определенно не может служить источником инфляции в США. Снижение цен - явление не новое, однако раньше оно было обусловлено в первую очередь дешевыми товарами, поступающими из развивающегося мира. ОДнако в последнее время мощным источником дезинфляции стали товары, производимые в развитых странах. в марте их стоимость упала на 1%, став двенадцатым снижением подряд. Ускорить инфляционные процессы может только резкий скачок внутреннего спроса.
Пока же производителям по-прежнему приходится сражаться за каждого покупателя, и наравне с улучшением сервиса и качества товаров в ход идет снижение цен. Пока это не привело к падениюрентабельности, поскольку компании жестко контролируют свои расходы, в первую очередь на рабочую силу, благодаря росту производительности и медленному повышению зарплат. Пока желающих поработать в избытке, нет нужды поднимать оплату труда. Высокий уровень свободных мощностей на рынке труда наглядно иллюстрирует наш индекс экономического затишья, который сейчас опустился ниже минимумов, установленных после рецессии 2001 года.
Недавно в экономически кругах прозвучала мысль о том, что общая ставка б/р не играет никакой роли в определении уровня оплаты труда. Гораздо важнее краткосрочная безработица, поскольку работодатели не рассматривают кандидатов, которые долгое время находились за пределами рынка труда, опасаясь утраты навыков. В ходе последней пресс-конференци после заседания FOMC, отвечая на вопросы о значимости исследования, связывающего зарплаты с краткосрочной безработицей, Джаннет Йеллен отметила: “Я бы не подписалась пд выводами, сделанными в этом исследовании, думаю, что никто из нашего Коммитета не стал бы этого делать”. Эти модели основаны на выборке за период, включающий в себя 1970-е и 1980-е годы.
Но сейчас мы живем в совсем другое время, поэтому логично предположить, что подобные долгосрочные взаимосвязи претерпели ряд изменений. Чтобы подтвердить эту гипотезу, вспомним, что, как правило, долгосрочная и краткосрочная безработицы движутся в одном направлении. Иными словами, долгосрочная безработица представляет собой надежные статистические данные, но общая картина раскрывается только в общей ставке б/р. В связи с этим, некоторые экономисты делают выводы о том, что длительность безработицы в значительной мере зависит от времени потери работы: то есть, если человек лишился работы во время рецессии, скорее всего, ему ходить в безработных дольше обычного.
Результаты наших собственных исследований показывают, что взаимосвязь между безработицей и инфляцией заработной платы изменилась в период рецессии 2008-2009 годов из-за сложности с сокращением затрат, а также из-за того, что ставка б/р не отражает реального положения дел на рынке труда. По словам Эрика Розенгрина, главы бостонского ФРБ, потребуется очень много времени, чтобы устранить негативные факторы, сдерживающие рынок труда. “это произойдет где-то в период с апреля 2016 по январь 2020 года”.
И даже Даниэль Тарулло - человек де факто ответственный за финансовую стабильность, обеспечиваемую Федрезервом - заявил, что Центробанк начнет ужесточать свою политику только после того, как появятся надежные доказательства сокращения избыточных мощностей на рынке труда: “Нам следует внимательно следить за ситуацией на рынке труда, чтобы не пропустить момент, когда она начнет стимулировать инфляционное давление. Нет нужды торопиться с превентивными мерами, основанными исключительно на ожиданиях возможного роста структурной безработицы в ближайшие годы”. Все предельно ясно, не так ли?
Подготовлено Forexpf.ru по материалам BNP Paribas