Одной из самых ярко выраженных тенденцией мая было снижение евро под влиянием роста ожиданий новых стимулов со стороны Европейского центрального банка (ЕЦБ). Все началось с момента пресс-конференции президента ЕЦБ Марио Драги после завершения заседания Управляющего совета центробанка 8 мая. Тогда Драги в очередной раз заверил, что ЕЦБ готов действовать в случае необходимости, используя при этом все доступные инструменты, в том числе и нестандартные. Одним из основных тезисов в речи Драги были заявления о курсе единой валюты как важном экономическом факторе и акцентирование внимания на значимости обновленных экономических прогнозов (в первую очередь - по инфляции).
В течение месяца неоднократно звучали комментарии от других представителей ЕЦБ, которые подтверждали слова Драги, указывая тем самым на наличие полного согласия внутри регулятора относительно перспектив денежно-кредитной политики.
Как результат, начав май с обновления двухлетних максимумов, к концу месяца евро ослаб почти на 2% против доллара США.
Учитывая текущую ситуацию в экономике еврозоны, которая не дает оснований ожидать улучшения экономических прогнозов, а также риторику представителей ЕЦБ, сейчас мало кто сомневается в том, что на заседании Управляющего совета в июне будет принято решение о дальнейшем смягчении денежно-кредитной политики. Однако неясным остается вопрос о том, на какие меры пойдет Банк.
Наиболее вероятным является дальнейшее снижение ставки рефинансирования, которая на данный момент и так находится на рекордном минимуме (0,25%). Использование этой меры является самым простым и в то же время наименее эффективным способом стимулировать рост инфляционного давления в регионе. Когда индекс потребительских цен в еврозоне осенью прошлого года упал до уровня 0,7%, ЕЦБ снизил ставку с 0,50% до 0,25%. Прошло больше чем полгода, но инфляция по-прежнему находится на уровне 0,7%. Более того, если бы не всплеск цен в апреле на фоне повышения расходов потребителей в связи с пасхальными праздниками, показатель инфляции был бы еще ниже. Так что навряд ли ЕЦБ, если у него действительно есть намерения стимулировать рост инфляционного давления, отдаст предпочтение этому инструменту, а если он и будет выбран, то наверняка в связке с другими мерами.
В пользу принятия комплекса мер в течение мая высказывались некоторые представители регулятора. В частности, Эвальд Новотны заявил, что ЕЦБ работает над «широким кругом мер», а Ив Мерш отметил возможность использования различных инструментов.
Если ЕЦБ ограничится снижением ставок, то, так как снижение только ставки рефинансирования является неэффективным, скорее всего, будут снижены сразу три ставки: депозитная, рефинансирования и предельная ставка по кредитам (на данный момент равняется 0,75%). По словам того же Мерша, это позволить сохранить дифференциал между ставками и не навредить межбанковскому рынку. Сомнения только вызывает снижение ставки по депозитам, которая сейчас находится на нулевом уровне, то есть подразумевается ее снижение до отрицательных значений. Это вопрос ранее активно обсуждался в ЕЦБ и не все члены Управляющего совета поддерживают такой шаг, так как никто не может оценить возможные его последствия, которые могут быть не только позитивными.
Среди других инструментов не исключено принятие решения об отмене стерилизации ликвидности. Данная процедура проводилась в рамках завершенной программы скупки госбумаг (Securities Markets Programme, SMP). В начале текущего года о рассмотрении данного вопроса говорил Драги, его поддержал глава Бундесбанка Йенс Вайдман. По сути, принятие решение о завершении политики стерилизации будет означать полное одобрение политики количественного смягчения, которую ранее ЕЦБ считал неприемлемой. Однако отношение центробанка к политике количественного смягчения изменилось и уже воткрытую обсуждается вопрос проведения покупок активов, которые также являются одним из возможных инструментов.
Также в арсенале ЕЦБ имеется такой инструмент как проведение нового раунда операций долгосрочного рефинансирования (LTRO) с условием перенаправления средств на кредитование экономики. Этот инструмент также не стоит сбрасывать со счетов.
В общем, инструментов в ЕЦБ предостаточно и использование любого из них является негативным факторов для евро. Впрочем, негативным для единой валюты, скорее всего, будет любой исход июньского заседания, результаты которого станут известны 5 июня. В случае принятия европейским центробанком решения о использовании дополнительных инструментов в денежно-кредитной политике евро будут продавать по вполне объективным причинам, даже не взирая на то, что частично вероятность увеличения стимулов уже заложена в котировки.
В случае, если ЕЦБ вновь займет выжидательную позицию (вероятность такого исхода хоть и невелика, но исключать такой вариант развития ситуации не стоит) или примет не достаточные с точки зрения участников рынка меры, навряд ли евро сможет показать рост, поскольку тогда сильно упадет доверие инвесторов к регулятору, а также вырастут дефляционные риски. Все это может спровоцировать отток капиталов с региона, оказав тем самым давление на евро.
Таким образом, майские ожидания имеют высокие шансы материализоваться, а июнь может стать еще одним месяцем слабости евро.
С уважением, www.teletrade.ru