Если один показатель и способен решить судьбу всей мировой экономики, то это стоимость барреля нефти.Каждой мировой рецессии, начиная с 1970 г., предшествовало как минимум удвоение цен на нефть, и каждый раз цена на нефть падала наполовину и оставалась на низком уровне примерно в течение шести месяцев, а затем следовало значительное ускорение темпов мирового роста. Цена не нефть, упав со 100 до 50 долларов, зависла как раз у этой критической отметки. Так что будут означать эти 50 долларов - нижний или верхний предел нового торгового диапазона нефти? Большинство аналитиков по-прежнему считают 50 долларов минимумом – или даже трамплином, поскольку положение на рынке фьючерсов говорит о возможности довольно быстрого отката до 70 или 80 долларов. Однако экономика и история предполагают, что нынешнюю цену следует рассматривать в качестве потенциального максимума гораздо более низкого торгового диапазона, который может опуститься до 20 долларов.
Чтобы понять почему, сначала обратите внимание на идеологическую иронию в основе сегодняшней экономики энергетики. На нефтяном рынке постоянно ведется борьба между монополией и конкуренцией.Но большинство западных специалистов отказывается признать, что сегодня эту битву выигрывает Саудовская Аравия, а свободолюбивые нефтяники из Техаса просят ОПЕК восстановить монопольную власть. Теперь обратимся к истории – точнее к истории цен на нефть, скорректированных с учетом инфляции, начиная с 1974 г., когда ОПЕК только начинала работать. История определяет два разных режима ценообразования. С 1974 по 1985 г. цена американской эталонной нефти колебалась в пределах от 50 до 120 долларов в нынешнем денежном выражении. С 1986 по 2004 г. она составляла от 20 до 50 долларов (за исключением двух отклонений после вторжения в Кувейт и девальвации в России в 1998 г.).И наконец, с 2005 по 2014 г. нефть снова торговалась в диапазоне 1974-1985 гг. от 50 до 120 долларов, за исключением двух коротких скачков во время финансового кризиса 2008-09 гг.
Иными словами, торговый диапазон последних десяти лет аналогичен диапазону, установленному в первое десятилетие работы ОПЕК, при этом в период с 1986 по 2004 г. существовал совершенно иной режим. Судя по всему, разницу между двумя этими режимами можно убедительно объяснить подрывом власти ОПЕК в 1985 г. из-за разработки нефтяных месторождений в Северном море и на Аляске, что вызвало переход от монополистического ценообразования к конкурентному.Этот период закончился в 2005 г., когда всплеск спроса в Китае вызвал временный дефицит нефти в мире, что позволило восстановить ценовую «практику» ОПЕК. При этом 50 долларов могут означать демаркационную линию между монополистическим и конкурентным режимами. Экономика конкурентных рынков по сравнению с монополистическим ценообразованием позволяет предположить, почему 50 долларов – это максимум, а не минимум. На конкурентном рынке цены должны равняться предельным издержкам. Проще говоря, цена будет отражать расходы, которые эффективный поставщик должен компенсировать при добыче последнего барреля нефти, необходимого для удовлетворения мирового спроса.При монополистическом режиме ценообразования, напротив, монополист может выбрать цену, превышающую предельные издержки, а затем ограничить добычу с тем, чтобы предложение не превысило спрос (что произошло бы в противном случае из-за искусственно завышенных цен).
До прошлого лета нефть продавалась в рамках монополистического режима ценообразования, так как Саудовская Аравия стала «стабилизирующим производителем», который ограничивал предложение при превышении спроса. Однако этот режим создал мощные стимулы для других нефтяных компаний, особенно в США и Канаде, чтобы резко увеличить объемы добычи. Несмотря на более высокие производственные расходы, североамериканские компании, добывающие сланцевую нефть и газ, могли получить большую прибыль благодаря ценовой гарантии Саудовской Аравии. Тем не менее, саудиты могли удерживать высокие цены, только сократив собственные объемы добычи, чтобы создать пространство на мировом рынке для постоянно увеличивающейся добычи в США. В конце прошлого лета саудовские лидеры, по всей видимости, решили, что эта стратегия оказались проигрышной – и они были правы. Логическим завершением могло бы быть становление Америки в качестве ведущего мирового производителя нефти, тогда как Саудовская Аравия отошла на второй план, не только как экспортер нефти, но и возможно как страна, которую Штаты чувствовали себя обязанными защищать.
Ближневосточные «властелины» нефти сейчас намерены вернуть свой статус, как показывает их недавнее поведение в ОПЕК. Однако единственный способ для ОПЕК восстановить или даже сохранить свою долю рынка – снизить цены настолько, чтобы американские нефтяные компании резко сократили объемы добычи и дали возможность сбалансировать мировое предложение и спрос. В двух словах, саудовцам нужно перестать быть «стабилизирующим производителем» и вместо этого заставить взять на себя эту роль американских нефтедобытчиков, использующих гидроразрыв пласта. Любой учебник по экономике предположил бы точно такой же исход. Добыча сланцевой нефти требует больших затрат, и поэтому она должна оставаться в земле, пока все недорогие традиционные нефтяные месторождения в мире работают с максимальной мощностью. Кроме того, добычу сланцевой нефти можно запустить и прекратить с небольшими расходами. Следовательно, конкурентные рыночные условия требовали бы, чтобы Саудовская Аравия и другие бюджетные нефтедобытчики всегда работали на пределе, тогда как американские нефтедобытчики, использующие гидроразрыв пласта, переживали бы циклы бумов и спадов, типичные для рынков сырья, закрываясь при ослаблении мирового спроса или при появлении новых бюджетных поставщиков из Ирака, Ливии, Ирана или России и наращивая добычу только во время мировых бумов, когда спрос на нефть находится на пике.
При такой конкурентной схеме предельные издержки, связанные с добычей американской сланцевой нефти, стали бы максимумом для мировых цен на нефть, тогда как расходы на относительно удаленных и убыточных традиционных месторождениях нефти в ОПЕК и России определили бы минимум.Таким образом, расходы на добычу сланцевой нефти в основном составляют около 50 долларов, при этом убыточные традиционные месторождения нефти в целом могут снизиться даже примерно до 20 долларах. Следовательно, торговый диапазон в «дивном новом мире» конкурентоспособной нефти должен быть в районе 20 – 50 долларов.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate