Страх и ненависть Еврозоны

forex-info.gif

Ежегодные заседания Всемирного банка и Международного валютного фонда, состоявшиеся на прошедших выходных, собрали под своим крылом всех напуганных и обозленных. Финансовый кризис, свалившийся на наши головы в августе 2007 года, вышел на новую и, во многих важных аспектах, гораздо более опасную стадию. Между банками и ослабленными правительствами формируется система с положительной обратной связью, которая может привести к несчастным последствиям для Еврозоны и мировой экономики, ведь, Еврозона существует не изолированно. Хуже всего то, что правительства стран с большими долгами сами не в состоянии решить свои проблемы, а в Еврозоне никто ни за что не отвечает.

У региона просто нет возможностей и эффективных инструментов для борьбы с кризисом. В последнем отчете МВФ хорошо сформулирована главная опасность. Наблюдение в лучшем своем проявлении - четкое, убедительное и смелое. Что же это?

Вот они, эти два предложения, которые раскрывают самую суть: «Почти половина из общего объема государственных облигаций, выпущенных правительствами Еврозоны на сумму 6500 млрд. евро, подвержены растущему кредитному риску» и «Поэтому банки со значительными инвестициями в рисковые и волатильные государственные долговые бумаги сталкиваются с серьезными рыночными ограничениями». (см. графики)

Кеннет Рогофф из Гарварда и Кармен Рейнхарт из Петерсонского института международной экономики в своей книге «This Time is Different» (Прим. Profinance.ru: На этот раз все по-другому) объясняют, что крупные финансовые кризисы часто провоцируют кризисы государственного долга. На этой стадии оказались уже не только мелкие периферийные экономики Еврозоны, но и такие гиганты как Италия и Испания. Когда появляются сомнения в том, смогут ли правительства выплатить свои долги, банковский сектор автоматически попадает в зону риска, поскольку, во-первых, на балансе банков, как правило, находится большое количество гос. облигаций, и, во-вторых, они больше не могут рассчитывать на поддержку со стороны государства в случае ухудшения рыночной ситуации. МВФ в своем отчете наглядно описывает этот процесс.

«Повышение спрэдов в странах Еврозоны затрагивает не только местные банковские системы, но также финансовые институты других стран. Помимо такой очевидной угрозы, есть и косвенные риски, связанные с кредитованием банков, инвестирующих в проблемные государственные облигации. Кроме того, серьезно ухудшается состояние банковских балансов, в частности, на стороне обязательств: подразумеваемые государственные гарантии превращаются в ничто, стоимость государственных облигаций, используемых в качестве обеспечения, падает, растут требования к поддержанию маржи, в итоге, за понижением кредитного рейтинга государств следуют снижения рейтингов банков». Получить финансирование становится сложнее, объем кредитования сокращается, частный сектор становится осторожнее, экономики слабеют, что еще сильнее подрывает фискальную и финансовую платежеспособность государств.

В худшем случае, мир стоит на пороге крупного кризиса. Поэтому такие лидеры, как Тим Гайтнер (минфин США) и Кристин Лагард (новый управляющий директор МВФ), настойчиво требуют от руководителей европейских государств активных действий: времена, когда можно было делать слишком мало и едва ли своевременно, прошли; если не принять меры прямо сейчас, может быть слишком поздно. Так чего же требует от Европы мировая общественность? Ответ состоит из двух частей: разумно обоснованной рекапитализации ослабленных банковских институтов и обеспечения достаточной ликвидности для того, чтобы избежать краха банков и уязвимых государств в результате нахлынувшей паники.

Между тем, все называют разные суммы, которые, по оценкам, необходимы для решения проблемы. Американцы помнят о своих действиях 2008 и 2009 года и призывают к «шоковой терапии». Учитывая потребности банковского и государственного секторов в финансировании, такая терапия может вылиться в сумму более 1000 млрд. евро, возможно, даже во много раз больше. Этого достаточно для того, чтобы осторожные немцы почувствовали тошноту и головокружение.

Что же делать? Во-первых, в октябре Еврозона должна одобрить изменения к Европейскому фонду финансовой стабильности (будем надеяться, что все страны проявят должное благоразумие). Таким образом, сумма фонда увеличится до 440 млрд. евро. Кроме того, он сможет финансировать банки и покупать облигации проблемных государств на открытых рынках. Но его возможности все равно сильно ограничены. Еврозоне нужна базука побольше. Обсуждается пять различных планов действия. Среди них расширение финансовой мощи EFSF путем предоставления гарантий а не займов, или заимствований у Европейского центрального банка и на открытом рынке. Но если нужно действовать безотлагательно, как сейчас, то единственным источником финансирования с достаточным количеством денег является центральный банк.

Сработает ли это? Мой ответ на этот вопрос можно разделить на несколько частей. Первая: если бы можно было прийти к соглашению относительно помощи в достаточном объеме и, желательно, своевременно, паника прекратилась бы. Вторая: возможно, такое соглашение является чем-то из области фантастики, особенно, если финансирование будет зависеть от ЕЦБ, по крайней мере, на ближайшее время. Марио Драги, новый председатель Центробанка Еврозоны, который сменит на этом почетном посту Трише уже в октябре, получит незавидное наследство и необходимость спасать свою собственную страну в условиях жалоб и жесткой критики немцев. Третья: если банки и государства попадут в зависимость от официальных источников финансирования, им будет очень сложно вернуться на открытые рынки. Четвертая: подобные действия не устранит главную трудность, которая заключается в том, что неконкурентным странам нужные внушительные притоки капитала извне в течение длительного времени.

А на частный сектор надеяться не приходится. Пятая: не исключено, что после таких спасательных операций, страны вернутся к прежним грехам, а это значит, что рано или поздно их снова придется спасать от геены огненной. Шестая: положить конец внутренним трансфертам можно только в том случае, если Еврозона сможет реализовать необходимые корректировки, при этом профицитных стран это тоже касается.

Таким образом, Еврозона может превратиться в незаконный трансфертный союз. И, наконец, амбициозная программа может подорвать позиции надежных европейских государств, хотя коллапс, скорее всего, приведет к такому же эффекту. Придется выбирать меньшее из зол. Риски очень высоки. Но последствия финансовых крахов и новых кризисов государственного долга прокатятся волной по всему миру, оставив после себя страшные разрушения. Необходимость такого спасения следует рассматривать как цену за поспешный брак с монетарным союзом, который не может быть расторгнут, за готовность смотреть сквозь пальцы на огромные дисбалансы, за неспособность дисциплинировать банковский сектор, за некомпетентное кризисное управление. Еврозоне все еще нужно решить, кем она будет, когда вырастет. Но она пока не готова к такому решению. Стоимость развала союза слишком высока. Страны Еврозоны должны сделать все возможное, чтобы не допустить его. Но, к сожалению, простых и безболезненных решений у них нет.

Мартин Вулф
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Financial Times

Наиболее Читаемое :


Поиск в Интернете :





The foreign exchange market is a global decentralized or over-the-counter market for the trading of currencies. This market determines foreign exchange rates for every currency. It includes all aspects of buying, selling and exchanging currencies at current or determined prices.