В Ирландии есть одна старая шутка: заблудившийся путник подходит к человеку, который покуривает трубку, облокотившись на забор. «Подскажите, как добраться до Типперэри», - спрашивает путешественник. «Ну, отсюда я бы идти не советовал», - подумав отвечает тот. С еврокризисом примерно такая же ситуация. Европейские политики уходят на летние каникулы - перефразируя крылатую фразу, война войной, а отпуск по распорядку - поэтому в драме с трагическим названием «Развал Еврозоны» объявляется антракт. У аналитиков есть время подумать, чем закончится эта пьеса. К счастью, на последнем саммите в Брюсселе, который состоялся 29 июня, политики все-таки обратили внимание на некоторые важные аспекты проблемы. Чудо из чудес - одна или две неплохие идеи - в частности, о прямой рекапитализации проблемных европейских банков за счет средств фондов помощи - перешли в список планируемых активных действий.
Но выполнить задуманное очень сложно. Время тоже играет против европейцев. Отчасти, причина в национальной экономике и устройстве международных финансов. Но в основе всего то, что я называю «ренационализацией» политики - процесс, начавшийся в 2009 году, вместе с кризисом суверенного долга.
Стоит только взглянуть на внутренние политические баталии в отдельных европейских странах, чтобы понять, насколько трудно им действовать сообща, чтобы защитить евро. Сначала о главном. Если европейские политики придумали решение, как будет выглядеть конечный продукт, полученный после воплощения в жизнь этого решения? Европа не станет политическим или фискальным союзом наподобие США. Но банковский союз вполне возможен: единый регулирующий орган для банковского сектора, единые правила рекапитализации или банкротства банков, единая система страхования вкладов.
Европейскому центральному банку нужно дать больше полномочий, а также создать казначейство общеевропейского уровня, наделенное властью управлять национальным налогообложением и расходами, а также возможностью держать в узде злоумышленников. Возможно, придется частично объединить национальные государственные долги, возможно, те, что превышают 60% валового внутреннего продукта, то есть, выпустить общеевропейские долговые бумаги. Потребуется сделать ставку на структурные реформы, направленные на повышение конкурентоспособности, уровня занятости и долгосрочных показателей экономического роста.
И, наконец, потребуется повысить подотчетность демократических правительств, в частности, люди, ответственные за перестройку экономического союза, должны будут отчитываться перед Европейским парламентом и национальными законодательными органами. Ряд этих предложений, например, расширение полномочий ЕЦБ до функций надзорного органа в банковском секторе, можно принять довольно быстро, потому что они не требуют внесения изменений в Европейский договор и законодательную базу. Однако процесс более тесной европейской интеграции будет идти мучительно медленно. Одна из причин - различная политическая культура реагирования на экономические и финансовые трудности, вызванные кризисом.
Растущая безработица, падение уровня жизни и стагнация объемов производства, или рецессия - вот отличительные черты современной европейской экономики. Эти проблемы мешаются с плачевным состоянием государственных финансов, неудовлетворенностью высокими уровнями иммиграции и растущим разрывом между политической элитой и общественным мнением. Все это подрывает доверие к правительствам и толкает оппозицию к критике тех самых необходимых реформ.
В Голландии общие выборы запланированы на сентябрь, скорее всего, ультраправые силы получат поддержку благодаря своему скептическому отношению к программам помощи для южных стран, и нежеланию следовать жестким фискальным целям, установленным в Брюсселе, и передавать часть своих полномочий по управлению экономической политикой. Учитывая общий настрой в стране, не стоит рассчитывать на то, что удастся создать коалицию, которая согласится обменять суверенитет голландцев на более тесную интеграцию.
Второй пример - это Италия, где Марио Монти, реформирующий технократическое правительство, выходит из игры в следующем году. Он готовит почву для будущих выборов в малоприятных условиях где старые политические партии себя дискредитировали, и народились новые оппозиционеры, такие как движение Пять звезд. Маловероятно, что политически раздробленной Италии, уставшей от фискальной консолидации, удастся сколотить правительство, способное на смелые реформы, которые убедят северных соседей необходимости более тесного объединения.
Есть еще и Португалия, где в роли препятствия на пути к европейской интеграции выступает конституционное право. Высший суд страны 5 июля постановил, что правительственный план по сокращению отпускных для государственных служащих на 2 млрд. евро в год противоречит конституции. Учитывая то, что этот план ориентирован на сокращение дефицита бюджета, такое решение заставит Португалию просить смягчения условий.
В целом, Португалия кривится, но глотает горькое лекарство, прописанное медиками Евросоюза. Однако если страна попросит еще помощи, это будет весьма некстати, ведь вторая программа помощи Греции, как и первая, обернулась провалом, а очередь нуждающихся в спасении растет день ото дня. Ее уже пополнил Кипр, Словения на подходе.
Никто не удивится, если это поубавит у северных стран желание вливать новые суммы в экономику южных соседей. Финансовые процессы в Европе совсем не очевидны и не прозрачны, это значит, что заблудившемуся путешественнику добраться до Типперэри будет еще сложнее. Интеграция финансовых рынков Еврозоны, которая имела место после введения евро в обращение, теперь раскручивается в обратном направлении. Компании, банки и частные лица забирают деньги из стран, которые ранее считались надежными партнерами, но сейчас превратились в источник риска и нестабильности.
Сейчас крайне важно восстановить доверие и наладить потоки капитала, без которых невозможно нормальное функционирование валютного союза. Сможет ли Европа сделать это - зависит от готовности стран к реформам, согласованным на саммите ЕС. Перейти к банковскому союзу будет очень сложно именно из-за ухудшения экономических условий и растущей дезинтеграции финансовой системы. Европа попала в безвыходное положение. Только безумец способен поверить в то, что Еврозону можно спасти. И только безумец не попытается этого сделать.
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Financial Times