В ходе своего последнего визита в Грецию президент Франции, Франсуа Олланд, объявил о том, что спад Европы подошел к концу, и призвал французские компании инвестировать в Грецию. Плохой совет. Производственные расходы во Франции высоки, но в Греции они еще выше. Несмотря на значительное снижение греческого (а также итальянского и испанского) реального ВВП с 2007 года, до конца корректировки еще далеко. На самом деле найти подтверждение оценки, которую дал Олланд ситуации в Европе, непросто. До недавних выборов в Италии финансовые рынки подавали признаки оптимизма, чему способствовала политика Европейского центрального банка, поддерживающая государственные облигации стран Еврозоны с помощью увеличения бухгалтерского баланса и снижения процентных ставок. Держатели облигаций выигрывают от снижения процентных ставок.
Но в обремененных долгами южных странах уровень безработицы продолжает расти, а производительность отстает от Германии и других североевропейских стран. Основная причина такого отставания кроется не только в слабом спросе или крупных долгах. Удельные издержки на рабочую силу - реальные зарплаты с учетом производительности - в Германии и обремененных долгами южных странах сильно отличаются. Когда начался кризис, производственные расходы в Греции были примерно на 30% выше, чем в Германии, таким образом, объем экспорта у Греции был чрезвычайно низким, а уровень импорта - высоким. Производственные расходы в других проблемных странах были на 20-25% выше, чем в Германии.
Рост не возобновится до тех пор, пока не снизятся производственные расходы в странах с высоким уровнем, что требует значительного, долговременного увеличения производительности, сокращения реальных зарплат или и того, и другого. Несмотря на то, что были произведены некоторые корректировки, большинство изменений носит краткосрочный характер. Жесткие меры сократили количество занятых рабочих, особенно это касается работников с низкой квалификацией и уровнем производительности. Однако успехи во взвешенном росте производительности, вызванные этими мерами, не являются долгосрочными изменениями, таким образом, большая доля заявленных сокращений в удельных издержках на рабочую силу носит временный характер.
Фактически, основная разница в себестоимости сохраняется. В Греции частный сектор был вынужден прибегнуть к корректировке, однако правительство не сдержало слово и не сократило занятость в государственном секторе. Это продлит период чрезмерных государственных расходов, а целевых значений дефицита не удастся достичь в течение продолжительного периода. Масштабные сокращения в зарплатах бюджетников снизили первичный дефицит, но расходы на наемный труд уменьшают производительность, повышают затраты и откладывают корректировку.
В Италии правительство бывшего премьер-министра, Марио Монти, провело определенные реформы, однако продолжило оказывать поддержку профсоюзам и монополистическим корпорациям. А итальянский парламент отверг множество сокращений в государственных расходах, предложенных Монти. Рынок труда и многие рынки сбыта остаются закрытыми, несмотря на острую необходимость в увеличении конкурентоспособности, снижении производственных расходов и росте производительности. После пяти лет замедленного роста и растущей безработицы избиратели в других странах, обремененных долгами, например итальянские (а до них французские), вероятно, отклонят дополнительное сокращение расходов, повышение налогов и дальнейшее болезненное дерегулирование.
Европа должна разработать более эффективную политику, которая снизит производственные расходы до уровня немецких. Историк-экономист Гарольд Джеймс в своей последней книге показал, что в ходе переговоров, предшествующих введению единой валюты, которые продлились 40 лет, все проблемы, с которыми сейчас столкнулась Европа, обсуждались неоднократно. Все понимали, что монетарный союз потребует вынужденных фискальных и банковских мер. Однако подобные меры так и не были приняты.
До введения евро страны корректировали несбалансированные производственные расходы с помощью девальвации или ревальвации своих обменных курсов. Фискальные жесткие меры - плохая замена. Если они и работают, то медленно, поскольку избранные правительства часто неохотно исполняют свои обещания и могут не чувствовать себя обязанными держать слово, данное предыдущей администрацией (особенно если своей победой они обязаны избирателям, которые выступали против многолетнего затягивания поясов без доказательств возобновившегося роста). Подобным образом, политики неохотно прибегают к дерегулированию, которое исключает особые государственные привилегии. На протяжении нескольких лет я предлагал политику, которая сочетает рост и фискальную честность.
Позвольте всем южно-европейским странам, обремененным большими долгами, объединиться и ввести слабый евро, который будет торговаться против более сильного евро североевропейских стран. Когда слабый евро сократит производственные расходы обремененных долгами стран на 20-25%, они смогут снова присоединиться к "сильному" евро, если примут фискальные реформы, которые должна утвердить Европейская комиссия (и таким образом страны-кредиторы с сильным евро).
В конце концов, фиксированный валютный курс или единая валюта требуют ограничений фискальной независимости. Итальянские выборы доказали: после пяти лет снижения уровня жизни, избиратели выступают против большего ужесточения и дальнейшей экономии без роста. Для возвращения прочного евро необходима политика, которая оживит рост, сдержит государственные расходы и реформирует надежно регулируемый рынок труда и рынки сбыта.
Алан Мельцер
Подготовлено Forexpf.ru по материалам The Project Syndicate