Близорукость Европы: от общего к частному

forex-project-syndicate-03022014.gif

Известное высказывание французского государственного деятеля Жоржа Клемансо гласит: "Генералы всегда готовятся к прошлой войне". На сегодняшний день, в результате европейского кризиса, то же самое можно сказать и о Европейском союзе, который пытается построить более надежный институциональный фундамент. ЕС переживает фундаментальные изменения, многие из которых прошли практически незамеченными из-за всеобщего внимания к крупномасштабным реформам по принципу "от общего к частному". По всей видимости, власти не признают изменений, если только они не происходят в форме еврооблигаций, новых европейских договоров или крутых поворотов в политике, осуществляемых немецким канцлером Ангелой Меркель. Но аргумент в пользу небольших шагов, исходя из механизмов рынка, звучит убедительно.

Одержимость Европы реформами по принципу "от общего к частному" заложена в общепринятые анализы причин европейского кризиса. Большинство людей в Германии, Нидерландах и Финляндии винит в дестабилизации Еврозоны и, в свою очередь ЕС, чрезмерные государственные расходы и неэффективное регулирование в таких странах как Греция, Испания и Кипр.

Немного более глубокий анализ говорит о том, что в проблемных расходах этих стран виновен сам евро. Универсальная монетарная политика Европейского центрального банка создала в Еврозоне дестабилизирующие дисбалансы. В Южной Европе, где правительства и домохозяйства жадно набрасывались на дешевое кредитование, процентные ставки были слишком низкими, а в Германии, которую уже сдерживал экономический беспорядок объединения, они, пожалуй, были слишком высокими. Идея заключается в том, что если именно евро создал эти дисбалансы, то решения на уровне страны не возымеют эффекта. Единственный выход для Европы заключается в том, чтобы исправлять и укреплять валютный союз через банковский, фискальный и политический союз.

Банковский союз действительно нужен, чтобы разорвать порочный круг слабых банков и увязших в долгах правительств. Хорошая новость заключается в том, что его границы совершенно ясны, а процесс построения уже идет, хотя и чрезвычайно медленными темпами. Но логика фискального союза запутана – не в последнюю очередь это связано с тем, что ее инициаторы так и не смогли четко объяснить, что же он означает.

Главная мысль состоит в том, что он будет предусматривать гораздо больший бюджет ЕС, который предположительно будет финансироваться неким подобием налогообложения по всей ЕС, а также обеспечиваемой Еврозоной страховкой на случай безработицы и механизмом взаимного обязательства по долгам, таким как еврооблигации. Централизация финансовой и фискальной власти потребует увеличения контроля на европейском уровне. Для этого потребуется политический союз с непосредственно избираемыми европейскими чиновниками и значительно более влиятельным Европейским парламентом.

Едва ли это случится, по крайней мере, в обозримом будущем. Но это, вероятно, не имеет такого значения, как многие считают. Все дело в том, что при тщательной разработке новых институтов в ответ на события последних пяти лет существует вероятность того, что все сведется к борьбе против арьергардных действий, а не к мыслям о будущем, направленным на решение новых проблем. В конце концов, кризис Еврозоны уходил корнями в появление дисбалансов, созданных из-за введения евро и, в меньшей степени, из-за объединения Германии.

Но ничего из этого не повторится. Кроме того, с дисбалансами, образованными в первое десятилетие существования евро, уже борются. Действительно, болезненные корректировки, которые претерпели южно-европейские страны (и Ирландия), привели к значительному снижению внешних дефицитов и сокращению затрат на рабочую силу. В настоящий момент объем испанского экспорта растет быстрее немецкого. Изменения, проводимые такими странами как Испания и Португалия в трудовом законодательстве, пенсионных схемах и нормативных базах, впечатляют. Эти улучшения могут вынудить Францию и Италию последовать примеру, что может увеличить конкурентоспособность Европы в целом.

Кроме того, политики Еврозоны в настоящий момент не способствуют длительным реформам. Кризис увеличил значение Германии – с ее размером экономики и огромным профицитом торгового баланса – и заставил всех остальных выглядеть слабыми. Если бы сейчас Европа собралась обстоятельно обсудить фискальный и политический союз, он бы был слишком сильно привязан к правилам и выглядел бы слишком по-немецки.

Остальная Европа восстанавливается (а Германия утрачивает часть экономической власти, затягивая с внутренними реформами), поэтому относительная сила Германии снизится. ЕС без одной слишком властной державы, вероятно, мог бы создать более подходящие – и таким образом более продолжительные – институты. Если прошлые проблемы уже решаются, а будущие проблемы будут отличаться своим типом и размахом, то, может, нет и потребности в еврооблигациях или налогах ЕС. А без взаимного обязательства по долгам или полномасштабного перераспределения богатства политический союз становится необязательным – по крайней мере, пока.

Это не означает, что европейским институтам не нужно больше власти, чем у них было до кризиса. Даже без фискального и политического союза Европейская комиссия обладала полномочиями по контролю над фискальными расходами и другими макроэкономическими событиями – такими как рост зарплат и цен на недвижимость – которые могли привести к возрождению дисбалансов. Аналогичным образом, ЕЦБ вместе с национальными органами получил право контролировать крупные банки Еврозоны.

Но также чрезвычайно важно признать, что финансовые рынки стали более дисциплинированными.Здесь и пролегает разница между теми, кто верит в институционные решения, и теми, кто больше доверяет подходу "от частного к общему". Складывается такое впечатление, что многие люди, особенно в Соединенном Королевстве и США, считают, что "решение" европейского кризиса означает возвращение к блаженному состоянию, в котором все европейские государственные облигации являются равноценно безрисковыми активами. Но для немцев, голландцев и австрийцев спрэды процентных ставок не представляют проблемы; они являются частью решения, учитывая, что они добиваются соблюдения дисциплины, что выходит за рамки новых полномочий европейских институтов.

Новому институционному механизму Еврозоны не нужно направлять фискальную и экономическую политику 18 стран. Ему просто нужно быть достаточно сильным, чтобы дать рынкам возможность осознавать и реагировать на волнительные события, и в то же время предлагать реальную помощь странам, которые временно испытывают затруднения. Это не просто осуществимо; это уже осуществляется. В настоящий момент европейские страны могут заняться решением проблемы того, как стать более гибкими и производительными, чтобы повысить конкурентоспособность в будущем.

Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate

Наиболее Читаемое :


Поиск в Интернете :





The foreign exchange market is a global decentralized or over-the-counter market for the trading of currencies. This market determines foreign exchange rates for every currency. It includes all aspects of buying, selling and exchanging currencies at current or determined prices.